Ирина Горбачева выходит на большой экран

Суперзвезда инстаграма не хочет больше дурачиться в телефонах
Ирина Горбачева фото и интервью с актрисой

Победитель «Кинотавра», драма «Аритмия» Бориса Хлебникова — первый заметный кинопроект Ирины Горбачевой. Деликатный артхаус, невероятно бесхитростная, прос­тая история затянувшегося кризиса отношений мужчины и женщины сочетается в «Аритмии» с жестким, почти документальным отчетом о мерзостях закулисья системы скорой помощи.

При всех достоинствах картины редкие рецензии обошлись без формулы «в главных ролях актер Александр Яценко и звезда инстаграма Ирина Горбачева». В «Аритмию» Горбачева входила не как дебютантка, но как приглашенная звезда. Но не кино, а новых медиасетей — скажем прямо, ни один из дюжины ее фильмов за предыдущие семь лет не давал ей шансов на взлет. В инстаграме у Ирины миллион семьсот тысяч подписчиков, на радость которым девушка последние годы выкладывала короткие скетчи-гэги или мгновенные импровизации.

Не обидно ли было ей, актрисе уважаемого театра «Мастерская Петра Фоменко», читать такое? Ирина смеется: «Это больше раздражало моих близких. Да ради бога, многие так пишут. Мне от этого ни жарко, ни холодно. Но вообще-то у меня затих интерес к инстаграму, занимаюсь им гораздо меньше — не хочу я изо всех сил держаться в топе. Иногда выходит подурачиться — и хорошо».

Инстаграм создал ей амплуа женщины-клоуна, роль в «Аритмии», наоборот, не предполагает резких актерских движений: и Яценко, и Горбачева существуют в кадре в режиме усталой обыденности, естественной, совершенно не кинематографической среде. Режиссер утверждает, что искал актеров, способных быть в кадре самими собой. Неужели та спокойная, не лишенная мудрости женщина, которую мы видим в фильме, и есть настоящая Ирина Горбачева?

«Да, это на восемьдесят процентов я», — признается актриса. Как же так вышло, что российское кино зачислило в «неформатные» актрису, умеющую одинаково удачно играть гротеск и просто быть на экране, способную, как и все талантливые комики, не только к клоунаде, но и к печальной драме? Неужели все дело только в росте сто восемьдесят три сантиметра? «Отчасти, ведь на классическую героиню я не подхожу, — отвечает Ирина. — Это всегда миловидная девушка, достаточно хрупкая». Горбачеву с ее размашистой пластикой и низким голосом сложно представить в роли девочки-припевочки, которых так любит наш мейнстрим. У нее это и в характере: она слишком яркая, слишком четкая. Не боится мечтать, но умеет трезво оценивать силы и шансы, способна планировать и выжидать. «Поэтому у меня другое амплуа — «подруга главной героини», «девушка из провинции» или «спортсменка», или совсем что-то мужское, — смеется актриса. — В детстве я, конечно, больше дружила с ребятами, чем с девчонками, потому что — интересней. И я не буду насильно надевать на себя платья только потому, что все девочки в них ходят. Мне это не нужно. Мой эталон — Тильда Суинтон: в ней сочетаются строгость и элегантность, мужское и женское».

Следит ли она за модой, как ее кумир? «Конечно, слежу: интересно, что носит молодежь. Я по натуре сорока, всегда была шмоточницей и в какой-то момент завалила свой гардероб нужными и ненужными вещами, погрязла в них. Недавно разбирала этот склад, там куча всего случайного: это подруга подарила, а то — дизайнер модный. И вот ты себя уговариваешь, что тебе идет. Но признать, что какая-то вещь в твоем гардеробе — совсем не твое... это ­интересный опыт. Так что со внутренним скрежетом я отказалась от части вещей. А вообще-­то, мне, ­конечно, удобней всего в кроссовках».

«МОЙ НОВЫЙ ПРОЕКТ — «Я ТАНЦУЮ ПО МОСКВЕ». МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ В НАУШНИКАХ ИДУТ, ТАНЦУЮТ, ВЫПОЛНЯЮТ РАЗНЫЕ ЗАДАНИЯ. ВЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КАК ЭТО РАСКРЕПОЩАЕТ!»

Наш разговор возвращается к театру, актриса рассказывает, что пришла в профессию случайно: «Школу я окончила на тройки и думала: а куда меня вообще возьмут? Но хотелось получить какое-нибудь высшее образование. Мама моей подруги сказала: «Ира, попробуй в театральный». Эта идея показалась мне простой, и я пошла по пути наименьшего сопротивления: ну что там надо для поступления — спеть, станцевать, прочитать стихотворение — и через четыре года ты актер. А дальше уж найдешь чем заняться».

Интерес к работе пришел постепенно, к четвертому курсу, и сейчас Горбачева выглядит человеком, точно понимающим, что и для чего она хочет. «Я же как думала: не возьмут в театр, ну, буду заниматься клоунадой, пойду к Полунину. К концу учебы я даже пробовала что-то делать в клоунаде с однокурсниками — и это, скажу вам откровенно, был страшный провал. Но я не сдаюсь: обещаю, что повторю попытку. Я вообще больше люблю невербальный театр, где жест, поворот, мимика стоят больше, чем заученное и произнесенное слово. Он более сегодняшний. Клоун — это человек, который одновременно и автор, и режиссер. Он транслирует свой юмор, свое мировоззрение. Ему по сути больше никто не нужен».

Еще одно серьезное увлечение Ирины — танец. В детстве она выступала в составе балета «Тодес», планировала стать инструктором по фитнесу. Сейчас в Парке Горького у нее есть свой проект «Я танцую по Москве», сделанный при поддержке Bosch. «В Амстердаме я как-то попала в клуб, где все посетители в наушниках, а громкой музыки нет. Тридцать человек топчутся в загончике, чему-то подпевают. Все были объединены больше, чем на обычных дискотеках. Еще у меня был эксперимент в Париже, я решила идти и танцевать час, не останавливаясь, не обращая внимания на то, как на меня смотрят. Это оказалось сложно даже для меня, вроде бы раскрепощенного человека. Первые минут двадцать я просто не могла поднять глаза, потом выдохлась, потому что шла достаточно активно, и стала смотреть на прохожих — они мне улыбались. И я решила сделать что-то похожее в Москве, чтобы объединить людей. Вот мы ходим с группой в Парк Горького, танцуем и выполняем разные задания».

Горбачева мечтает экспериментировать со стенд­апом («Тут, в отличие от инстраграма, который смотрят дети, можно жестить») и кинокомедией. Мы обсуждаем клоуна Лео Басси, юмор Уэса Андерсона и Семена Слепакова («Вот в их комедиях я бы хотела сняться»), и актриса делится сокровенной идеей своего моноспектакля: «У меня есть мысль делать номер «Женщина моется в душе». Я, реально голая, долго мылась бы в занавешенном душе. Так, чтобы все думали, будто что-нибудь эдакое может произойти, предвкушали! Вот это будет бомба!»

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Данил Головкин