You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов

В день рождения отца-основателя издательского дома вспоминаем историю

Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов

Конде Монтроз Наст

Сегодня исполнилось бы 144 года основателю империи Condé Nast, и в этом году американский Vogue празднует свое 125-летие, а в прошлом — британский отметил столетие. Но тот ежемесячный толстый журнал, который мы с вами знаем и любим, немного моложе — он возник с приходом Конде Монтроз Наста, купившего издание в 1909 году. До этого под названием Vogue выходила недорогая еженедельная газета о светской жизни, Наст же посвятил свое издание исключительно женской моде и увеличил его объем. Ему удалось не только поднять тиражи малоизвестного маленького издания с 14 тысяч до 38 тысяч экземпляров в месяц, но и создать самый респектабельный в мире глянцевый журнал. В 1916 году его Vogue появился в Англии, а в 1920-м — во Франции.

Для Конде Наста качество журнала было превыше всего, поэтому к работе он привлекал тех, в чей талант верил, выдвигал соответствующие требования и много внимания уделял технике печати. Журнал создавался для тех, кто идет в ногу со временем, и Наст стал приглашать первых в истории модных фотографов, став их покровителем и позволив добиться успеха. Наст хотел воспитать вкус у своей аудитории и научить ее чувству стиля. Именно с его подачи у фотографов появилась возможность не просто снимать одежду на моделях, но создавать с их помощью произведения искусства.

Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов
Обложки Vogue, 1909–1944

В начале ХХ века все изображения в журналах были нарисованными, с Vogue для этого сотрудничали лучшие американские и французские художники — созданные ими обложки до сих пор остаются предметом восхищения и издаются в виде книг, открыток и даже модных раскрасок. Однако фотография постепенно вытеснила иллюстрацию со страниц модных журналов. Уже в 1913 году, усмотрев в ней большой потенциал, Наст начал сотрудничать с французом Бароном Адольфом де Мейером, который и стал первым фотографом Vogue и в 1914 году переехал в Нью-Йорк.

В те времена фотографы старались придать документальному по своей природе фотоизображению больше романтизма, приблизить его к живописи и графике, возвести технику фотографии в ранг искусства. Для этого они прибегали к разным художественным уловкам: мягкому фокусу, необычным фильтрам и способам печати. Такое направление в фотографии получило название «пикториализм» и было очень популярно в начале прошлого века. Именно поэтому изображения де Мейера слегка размыты и как будто окутаны дымкой. Первые его модные фотографии по своей сути напоминают салонные портреты, популярные в те времена — карточки на память, которые делались в первых фотосалонах в единственном экземпляре или в формате «визитной карточки».
из
Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов

Первое фото Адольфа де Мейера для Vogue, 1913

Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов

Адольф де Мейер, 1920

Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов

Vogue, 1919


Все кардинально изменилось, когда в 1923 году Конде Монтроз Наст  пригласил на должность главного фотографа Vogue друга своей жены — художника, куратора и фотографа Эдварда Штайхена. Штайхен задавал новые стандарты в журнальной фотографии, старался приблизить свои работы к искусству, бесконечно оттачивая уровень мастерства, используя новые приемы в композиции и придумывая разные сюжеты. Он прославился своими пикториальными работами, затем увлекся идеями авангарда, посвятил годы коммерческой фотографии, а после фотожурналистике.

Работа в модном журнале для многих фотографов казалась недостойной настоящего художника, но Штайхен думал иначе и на предложение Конде Наста не подписываться под своими фотографиями, чтобы не компрометировать себя, ответил отказом. 15 лет, в течение которых Штайхен снимал для Vogue и Vanity Fair, оказались поворотными для модной фотографии. Благодаря Штайхену фотография моды стала синонимом гламура — каждую женщину, будь то модель или светская дама, фотограф делал особенной и изящной, при этом наделенной характером. Первая цветная фотография для обложки Vogue была сделана им в 1932 году, с тех пор журнал регулярно стал использовать для оформления обложек фото вместо иллюстраций.
из
Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов

Эдвард Штайхен, Vogue 1924, 1925

Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов

Эдвард Штайхен, Vogue 1925


 Еще один художник, который во времена Конде Наста сотрудничал с Vogue — сюрреалист и дадаист Ман Рэй. В отличие от Штайхена он не воспринимал работу в коммерции как свою художественную деятельность, но она была необходима ему для заработка, и почти 20 лет он трудился для журналов и рекламы. Все же его участие в создании Vogue размывало границы между модной фотографией и искусством. Так, например, его знаменитая фотография «Черное и белое» является одновременно музейным экспонатом и иллюстрацией к статье о красоте.


Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов
Ман Рэй, «Черное и белое», 1926

С приходом нового фотографа, Георгия Гойнинген-Гюне, в Vogue стали появляться фотографии, которые сегодня мы охарактеризовали бы словом lifestyle. Барон Георгий Гойнинген-Гюне родился в Санкт-Петербурге и покинул Россию после Октябрьской революции. В Париже он познакомился с местными художниками и начал работать иллюстратором для модных журналов. В 1925 году Конде Наст приглашает его на должность главного фотографа парижского Vogue.

Фотографии Гойнинген-Гюне рассказывают о жизни высшего общества, часто в своих сюжетах он обращается к популярным тогда среди элиты увлечениям — спорту и путешествиям, а его художественные образы отсылают к неоклассицизму и греческой скульптуре. Дамы в купальниках и со спортивными обручами оказываются не менее элегантными, чем дамы в вечерних платьях.
из
Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов

Георгий Гойнинген-Гюне, Vogue 1934

Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов

Георгий Гойнинген-Гюне, Vogue 1930, 1933


Друг и любовник Георгия Гойнинген-Гюне Хорст П. Хорст учился архитектуре у легендарного Ле Корбюзье, но тоже оказался втянут в модную фотографию благодаря журналу Vogue. Первые его публикации своей приверженностью классицизму и студийными приемами напоминали фотографии друга Гойнинген-Гюне, но со временем к этой строгой стилистике добавилось влияние сюрреалиста Ман Рэя. Фотограф старательно выбирал для съемок реквизит, который стал играть не менее важную роль, чем модель и одежда, создавая стиль и настроение фотографии. Хорст планировал съемки заранее и продумывал каждый кадр, иногда за день до съемки он даже репетировал ее «черновой» вариант. Хорст был принят фотографом парижского издания в 1931 году и на протяжении 60 лет продолжал сотрудничать с журналом, за это время его фотографии украсили 94 обложки.

из
Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов

Хорст П. Хорст

Как Конде Монтроз Наст нашел и полюбил первых модных фотографов

Хорст П. Хорст

комментарии