Жаклин Кеннеди все называют иконой стиля, но для меня она нечто большее, чем просто хорошо одетая женщина. Она была послом правительства Кеннеди в мире, человеческим лицом американской политики», — говорит работавшая на картине художница по костюмам Мадлен Фонтен. Ее конек — чисто французская элегантность: это она одевала Одри Тоту в платья в цветочек и уютные кардиганы в «Амели», она же создавала образы муз Ива Сен-Лорана в одноименной картине. И в фильм о первой леди Америки, который выйдет в России в конце месяца, чилийский режиссер Пабло Ларраин пригласил Мадлен не случайно — ведь Джеки обожала французскую моду.
До замужества Жаклин училась в Сорбонне, прекрасно говорила по-французски и обожала туалеты Chanel, Dior, Balenciaga. В Америке в то время носили пышные расклешенные платья с рукавами-фонариками. Джеки предпочитала компактные, четкие силуэты и плотные ткани, чтобы костюмы всегда держали форму. Cтав женой президента, она уже не могла одеваться в Париже, поэтому призвала на помощь голливудского дизайнера с русскими корнями Олега Кассини. Через сестру Ли Радзивилл, которая была завсегдатаем парижских шоу, первая леди выбирала модели, а Кассини шил такие же, но в более американском духе. В итоге за те три года, что она провела в Белом доме, вещи в стиле Жаклин стали хитом продаж — даже за железным занавесом в СССР журналы мод объясняли, как воссоздать ее наряды. «В фильме есть момент, когда героиня Натали Портман входит в магазин, а там всюду стоят манекены — ее копии, — рассказывает Фонтен. — Что она в этот момент думает? Наверное, каждый должен ответить на это сам».
Сюжет фильма повествует о четырех днях из жизни первой леди до и после убийства Джона Кеннеди. Режиссер хотел добиться максимального сходства актрисы и персонажа, хотя в жизни Портман совсем не похожа на свою героиню: рост ниже, кость тоньше, узкое вытянутое лицо, но в фильме сходство поражает. И дело не только в игре Натали или прическе с пышным начесом, но и в костюмах — художница постаралась максимально точно воссоздать гардероб Джеки. «Первым делом я засела в архивы и была потрясена до глубины души, — говорит Мадлен. — Я просмотрела сотни и сотни снимков — у Жаклин Кеннеди не было ни одного проходного образа, каждая деталь была продумана до мелочей! Даже в саду или на пляже у нее всегда идеальная одежда, прическа, аксессуары и украшения».
Самым сложным было повторить розовый твидовый костюм Chanel, в котором первая леди была в день убийства президента в Далласе. Фотографии Джеки в залитых кровью жакете и юбке облетели мир — она отказалась переодеваться до возвращения в Вашингтон, сказав: «Пусть все видят, что они сделали». Хотя в повседневной одежде любимым цветом Джеки был черный, для официальных мероприятий она предпочитала пастельно-розовый, который оттенял ее оливковую кожу. «Я пыталась найти идентичную ткань такого цвета, но это оказалось невозможно, — рассказывает Фонтен. — Современная мода идет по пути упрощения — ткацкое и другие ремесла, которые использовали пятьдесят лет назад, во многом утрачены, добиться такого качества ткани сегодня нереально. В итоге я нашла максимально похожую замену — к счастью, в ателье Chanel наш костюм одобрили и выдали аутентичные пуговицы».
Остальные наряды в фильме были воссозданы в точности. Вот Джеки в красном костюме проводит экскурсию по Белому дому (для Натали Портман жакет сделали чуть короче, чтобы зрительно удлинить фигуру). А вот в черном платье-футляр склоняется над гробом мужа.
В фильме есть лишь одна сцена, в которой художница по костюмам не опиралась на архивные кадры: в ней Джеки, сидя в спальне, перебирает платья и никак не может остановиться на чем-то одном. «Режиссер хотел показать, что, став вдовой, она потеряла себя, все встало с ног на голову — женщина, которая всегда точно знала, как одеться сообразно ситуации, не может выбрать наряд, — говорит Фонтен. — Здесь я дала волю фантазии и разложила перед Натали ворох ярких костюмов-двоек и платьев, характерных для 1950–1960-х».
Важная роль в ленте отведена и аксессуарам. Как и муж, Жаклин Кеннеди не любила шляпы, но понимала, что без них не обойтись. Она носила шляпку-таблетку, которая подходила к ее крупной голове и пышным волосам, и очень быстро эта деталь стала ее визитной карточкой. В вопросе туфель Джеки предпочитала классику: «Средний каблук, носок острый, но не чересчур, никакого намека на женщину-вамп, вы знаете, что я люблю элегантность...» — писала она своей помощнице.
В фильме почти не будет других фирменных аксессуаров Джеки — шейных платков, которые она обычно повязывала как в феллиниевской «Сладкой жизни» узлом набок, и темных очков в пол-лица, — режиссер не хотел закрывать глаза Натали. Первая леди США обожала колье и серьги и с удовольствием их носила, а вот перстни и кольца, кроме обручального, избегала — ей казалось, что у нее слишком крупные пальцы. А ее любимые часы Piaget с бриллиантами, изумрудами и нефритовым циферблатом даже появятся на экране — в конце 1990-х марка выкупила их у семьи Кеннеди и теперь предоставила для съемок. Эта модель — символ мастерства ювелиров Piаget: гибкий золотой браслет выполнен в технике palace décor и напоминает ткань, сотканную из переплетенных сверкающих нитей, — к слову, к выходу фильма марка выпустит капсульную коллекцию часов в стиле Джеки.
Также в кадре будет множество украшений из жемчуга — от ниток-колье, которые первая леди надевала в один, два, три ряда, до парадных серег-гирлянд. Жемчуг был знаком чистоты и одновременно атрибутом буржуазии, признаком класса, и Джеки это нравилось. «Через цвета и оттенки окружавших ее вещей мы хотели передать цвета и оттенки ее жизни, — говорит Фонтен. — Мода была для нее и панцирем, и манифестом, с ее помощью она выражала себя».
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.