You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Как Пабло Пикассо изображал любимых женщин

И какими они были на самом деле

Как Пабло Пикассо изображал любимых женщин

Пабло Пикассо, 1920-е

Всем известен Пабло Пикассо — гениальный художник, но мало кто знает его со стороны, которой он поворачивался к женщинам. Его можно смело назвать разрушителем — почти все, кого он любил, сходили с ума или кончали с собой. Он говорил, что женщины продлевают жизнь, и если увлекался кем-то, то создавал целую серию работ. Ровно 45 лет назад в возрасте 91 года Пикассо ушел из жизни — предлагаем вспомнить семь муз художника.

Фернанда Оливье

Натурщицу Фернанду Оливье — первую большую любовь — Пикассо встретил в Париже в 1904 году. Именно с появления Фернанды мрачная живопись Пикассо приобрела краски. Они были молоды, быстро сблизились и прошли вместе через нищету и безызвестность первого десятилетия художника в Париже. Когда его картины стали покупать, их отношения уже были на исходе. Пикассо без сожаления порывал с бывшими возлюбленными: так получилось и с Фернандой, когда художник встретил Марсель Умбер, ставшей его привязанностью на трехлетний период кубизма. Портрет Фернанды «Женщина с грушами» — один из первых опытов в период раннего кубизма.

Как Пабло Пикассо изображал любимых женщин
Пабло Пикассо, «Женщина с грушами (Фернанда)», 1909; Фернанда Оливье, около 1909

Ольга Хохлова

Балерину Ольгу Хохлову — первую жену и мать первого ребенка — Пикассо встретил в Италии в 1917 во время работы над «Русскими сезонами». Дягилев предупреждал Пикассо, что с русскими женщинами не шутят, на них женятся. Ольга Хохлова не просто стала женой Пикассо — он венчался с ней по православному обряду. Расставшись после 17 лет противоречивой семейной жизни, они так и не развелись — Пикассо не хотел делить имущество поровну, что требовалось по условиям брачного договора. 

Охлаждение к жене пришло вместе с охлаждением к буржуазной жизни, которую так любила Хохлова. Натянутые отношения нашли отражение в картинах — если в начале их любовной истории портреты Ольги реалистичны, то ко времени распада брака Пикассо пишет ее только в стилистике сюрреализма. «Женщина в шляпе» создана в 1935-м — в год, когда Ольга узнала, что у Пикассо ребенок от любовницы Марии-Терезы Вальтер. Она хоть и ушла сама, но долгие годы преследовала Пикассо — ее смерть в 1955 году принесла художнику лишь облегчение.

Как Пабло Пикассо изображал любимых женщин
Пабло Пикассо, «Женщина в шляпе (Ольга)», 1935; Ольга Хохлова, около 1917

Мария-Тереза Вальтер

Мария-Тереза Вальтер появилась в жизни Пикассо в 1927 году. Ей было всего 17, ему уже 45. До встречи с художником она даже не слышала его имени. В 1935-м Вальтер родила ему дочку Майю, которую он продолжал навещать даже после расставания с ее матерью. Мария-Тереза долгие годы писала бывшему возлюбленному нежные письма, которые тот зачитывал новым подругам. Она покончила с собой через четыре года после смерти Пикассо. Обычно художник изображал ее блондинкой с короткой стрижкой, но на портрете 1937 года появляются яркий макияж и накрашенные ногти — знак того, что у Пикассо роман с Дорой Маар.

Как Пабло Пикассо изображал любимых женщин
Пабло Пикассо, «Портрет Марии-Терезы», 1937; Мария-Тереза Вальтер, около 1928

Дора Маар

Дора Маар — та самая «плачущая женщина» Пикассо. Этот сюжет отражает не только восприятие художником характера этой женщины, но и предвоенные настроения в Европе. На момент их знакомства в 1935 году Дора была уже сама сформировавшимся художником и фотографом — их отношения носили скорее интеллектуальный характер, чем романтический. Разрыв с Пикассо после девятилетнего романа довел Дору до психиатрической клиники, а последние годы она вела затворническую жизнь. Перед вами — одна из самых известных картин из серии «плачущих женщин».

Как Пабло Пикассо изображал любимых женщин
Пабло Пикассо, «Плачущая женщина (Дора Маар)», 1937; Дора Маар, около 1955

Франсуаза Жило

Франсуаза Жило — единственная женщина, которой удалось выйти сухой из воды после десятилетнего романа с Пикассо. Художник познакомился с годившейся ему во внучки Франсуазой в ресторане в 1943 году — она была прекрасной собеседницей и со временем Пикассо стал нуждаться в ней. Франсуаза родила ему двоих детей, сына Клода и дочь Палому, а в 1953-м вместе с ними ушла, став единственной женщиной, которой удалось выйти из-под влияния Пикассо без психологических проблем — она состоялась как художник, дважды вышла замуж, написала книгу о Пикассо, которая легла в основу фильма «Прожить жизнь с Пикассо» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Образ «женщины-цветка» появился весной 1946-го, когда художник наконец-то уговорил Франсуазу переехать к нему.

Как Пабло Пикассо изображал любимых женщин
Пабло Пикассо, «Женщина-цветок (Франсуаза Жило)», 1946; Франсуаза Жило, 1973

Сильветт Давид

Сильветт Давид, с которой у Пикассо никогда не было близких отношений, стала музой художника в 1950-х — она несколько раз ему позировала в 1954-м, что вылилось в целую серию работ — их легко можно угадать по пышному хвосту светлых волос. Романа с Сильветт не случилось — девушку всегда сопровождал жених, а сама она чувствовала себя неуютно рядом со знаменитостью, но знакомство с великим художником сыграло ей на руку — Пикассо подарил ей один из портретов, и на деньги от его продажи она смогла купить жилье в Париже.

Как Пабло Пикассо изображал любимых женщин
Пабло Пикассо, «Портрет Сильветт Давид в зеленом кресле», 1954; Сильветт Давид, 1954

Жаклин Рок

Жаклин Рок — последняя любовь Пикассо и вторая официальная жена — стала главным персонажем его картин в последние 20 лет. На момент их знакомства в 1953 году ей было 27, ему — 73. Жаклин сносила его тяжелый характер и называла монсеньором — с ней он прожил до самой смерти. Уход Пикассо она переживала тяжело, балансируя на грани безумия, а спустя 13 лет накануне ретроспективы его работ застрелилась. «Жаклин со скрещенными руками» — один из самых известных портретов последней музы Пикассо.

Как Пабло Пикассо изображал любимых женщин
Пабло Пикассо, «Жаклин со скрещенными руками», 1954; Жаклин Рок, 1955
комментарии