Как Rodarte «поженили» искусство и моду

В Вашингтоне открылась выставка сестер-дизайнеров Кейт и Лоры Малливи. Девушки рассказали Vogue, где они находят вдохновение и почему мода — это искусство
Как Rodarte «поженили» искусство и моду

Этот год — исторический для США. По итогам промежуточных выборов, которые состоялись 6 ноября, партия демократов получила большинство мест в Конгрессе. Более того, количество женщин в палате оказалось рекордным, и впервые в их числе будут мусульманки и женщины индейского происхождения. На фоне этих новостей особенно важно, что выставка сестер Малливи пройдет не где-нибудь, а в Национальном музее женского искусства в Вашингтоне — оплоте арт-феминизма. Кейт и Лора Малливи основали Rodarte в 2005 году. Свое название бренд получил в честь девичьей фамилии их матери. Как признаются сами дизайнеры, персональная выставка в вашингтонском музее — не ретроспектива, а возможность показать, какое место их марка занимает в современной индустрии моды.

Выставка Rodarte в Национальном музее женского искусства в Вашингтоне

«Большинство из нас интересуют лишь самые свежие коллекции — мы стремимся сразу вынести им вердикт, не давая себе время подумать, — говорит Кейт. — Но нам хотелось, чтобы люди могли окинуть взглядом всю историю нашего бренда и понять, кто мы и почему остаемся независимыми от крупных инвесторов вот уже 13 лет». Легко догадаться, на что намекает Кейт. В этом году сразу два модных Дома — Versace и Dries Van Noten — решили продать контрольный пакет акций сторонним корпорациям. По-настоящему независимые дизайнеры — большая редкость в наши дни. Впрочем, это не единственная особенность Rodarte. Во-первых, во главе него стоят женщины, чем могут похвастаться лишь 14% крупных модных брендов. Во-вторых, сестры Малливи не играют по всем правилам индустрии: они показывают две коллекции в год вместо четырех, а большинство вещей Rodarte создаются вручную (на пошив одного платья может уйти до 150 часов работы, и стоить оно будет около 9500 долларов).

Rodarte осень-зима 2018

Под выставку Rodarte отдали весь второй этаж музея. На входе в зал встречают невероятные платья из коллекции осень-зима 2009. Кожа, окрашенная под мрамор, сложносочиненный трикотаж с вкраплениями мохеровой пряжи, войлочная шерсть с металлизированными нитями — настоящее искусство. В центре экспозиции — балетные костюмы, в которых героиня Натали Портман выходила на сцену в драме Даррена Аронофски «Черный лебедь». «Нам всегда было интересно не просто делать одежду, а рассказывать c ее помощью истории, — говорит Лора, младшая сестра Кейт. — В детстве мы часто смотрели фильмы Хичкока — наверное, благодаря этому у нас сформировался такой подход к моде». На выставке также можно увидеть костюмы из фильма «Вудшок» с Кирстен Данст в главной роли — режиссерского дебюта сестер Малливи, который они представляли на Венецианском кинофестивале в 2017 году. Неудивительно, что девушки решили попробовать себя в этом амплуа. «Я могу смотреть любимые фильмы без звука — зачастую для меня гораздо важнее визуальный ряд», — говорит Кейт.

Выставка Rodarte в Национальном музее женского искусства в Вашингтоне

Страсть к созданию одежды передалась сестрам от их бабушки, которая была оперной певицей, и мамы-художницы. Именно мама привила Кейт и Лоре любовь к кинематографу. Однажды она даже разрешила им неделю не ходить в школу, чтобы пересмотреть всю фильмографию Хичкока. Малливи нередко упрекают в чрезмерной театральности их коллекций, но, по мнению Лоры, «не все бренды обязаны делать исключительно носибельную одежду». Кейт и вовсе считает, что мода — это «визуальный язык», способ выражения индивидуальности, на чем и строится философия Rodarte.

Костюмы к картине «Вудшок», пожалуй, самый наглядный пример того, как одежда может служить средством выражения эмоций. Для главной героини в исполнении Кирстен Данст дизайнеры придумали несколько платьев-комбинаций разной степени «поношенности» — каждое из них отражает то или иное внутреннее состояние персонажа. Да и само название фильма можно вольно интерпретировать словами «то чувство, когда потерялся один в лесу».

Кирстен Данст в фильме «Вудшок»

Выставка Rodarte, в которую вошло 94 комплекта из коллекций бренда, очень кинематографична. Приглашенная из Музея изобразительных искусств Сан-Франциско куратор Джилл Далессандро решила отказаться от хронологического порядка экспозиции. Вместо этого она разделила экспонаты тематически и разместила их в восьми разных комнатах. В зале Magical Beautiful Horror можно увидеть платья из коллекции осень-зима 2008, напоминающие творения, вышедшие из-под руки доктора Франкенштейна. Финальная точка выставки — зал The Garden, где платье из самой первой коллекции бренда соседствует с вещами сезона осень-зима 2018, которые дизайнеры показали на парижской Неделе моды. Манекены украшены цветами гипсофилы — дань давней любви сестер Малливи к матушке-природе (их отец был ботаником, который открыл новый вид грибов). Специально для выставки стилист по волосам Одиль Гилберт создала из живых цветов огромные головные уборы, похожие на львиную гриву.

Выставка Rodarte в Национальном музее женского искусства в Вашингтоне

Впервые за свою 30-летнюю историю Национальный музей женского искусства организовал выставку, посвященную моде. Впрочем, во время своего первого визита сюда сестры Малливи были поражены музейными коллекциями текстиля, где помимо прочего есть работы одной из главных текстильных художниц XX века Анни Альберс. Между ними есть что-то общее. В свое время Альберс решила заняться ткацким искусством лишь потому, что это была единственная доступная для женщин дисциплина в школе Баухаус, где она мечтала учиться. Кейт и Лора Малливи считают, что сегодня в отношении дизайнеров-женщин нередко встречаются схожие стереотипы. «Наши работы порой считают более посредственными в сравнении с тем, что делают дизайнеры-мужчины, поэтому нам так важно быть услышанными», — говорит Лора. В обсуждениях коллекций Rodarte часто используют слово «рукоделие», хотя им куда больше подходит определение «кутюрный».

Выставка Rodarte в Национальном музее женского искусства в Вашингтоне

«Нельзя сказать, что в модной индустрии работает мало женщин, но в целом их число по-прежнему уступает количеству мужчин в этом бизнесе, — сокрушается Кейт, вспоминая, что на выставке Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination, которая проходит сейчас в нью-йоркском музее Метрополитен, лишь одна пятая представленных дизайнеров — женщины. «Мне хотелось бы изменить такое положение дел. И сейчас для этого самое время». Выставка Rodarte в Национальном музее женского искусства в Вашингтоне будет проходить до 10 февраля 2019 года.

Сестры Малливи

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Amy Harrity