Радости жизни

Как стать грамотным коллекционером искусства

Краткое руководство для тех, кто мечтает о славе Пегги Гуггенхайм, но пока что не стал мультимиллионером

Коллекционирование современного искусства — загадочная тема для большинства обычных людей, но при этом крайне любопытная. Об этом пишут книги и выпускают документальные фильмы (один из последних — The Price of Everything на канале HBO). Тем не менее, как показывает опыт, коллекционирование арт-работ может стать прибыльным делом. Но с чего начать? В каких художников вкладывать свои кровно заработанные? Как превратить картины, скульптуры и инсталляции в выгодное вложение? Зачем и кому это нужно, в конце концов? С помощью экспертов отвечаем на эти и другие вопросы и выясняем, как стать новой Пегги Гуггенхайм.

«Всему есть цена», 2018

Зачем коллекционировать предметы искусства?

Наверняка вам на ум приходят истории о том, как кто-то почти за бесценок купил произведение искусства, а затем перепродал его в сотни раз дороже. Самый очевидный пример — Жан-Мишель Баския, некоторые его работы сейчас оцениваются более чем в 100 миллионов долларов. Такое случается, но не так часто, как хотелось бы. И если вы расцениваете коллекционирование исключительно как способ нажиться, у нас для вас плохие новости.

Покупая произведение искусства, важно не просто использовать рациональный подход, но следовать зову сердца. Это не туфли, которые вы можете после пары сезонов забросить на дальнюю полку шкафа. Вы покупаете некий арт-объект, приносите его домой, вешаете или ставите на видное место и любуетесь им до конца своих дней. Ну, по крайней мере, так все происходит в идеале.

Жан-Мишель Баския, Ernok, 1983

Впрочем, факт обладания картиной или скульптурой не только поднимает вашу самооценку («да, я могу себе это позволить»), но и помогает чувствовать себя лучше. Если верить научным исследованиям, когда мы смотрим на какой-либо предмет искусства, в нашем организме вырабатывается тот же уровень дофамина, что и в период влюбленности. Профессор нейроэстетики Университетского колледжа Лондона Семир Зеки проводил эксперимент, во время которого изучал активность головного мозга своих подопытных, пока те любовались «Рождением Венеры» Боттичелли и «Купальщицами в Ла Гренуйере» Клода Моне. Он отмечал, что нейроны мозга крайне положительно реагируют на эстетические стимулы. Более того, согласно вальдорфской системе обучения, искусство — одна из основ развития личности, которая влияет на ее когнитивные и творческие способности.

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1484–1486

Как развивать вкус

Происходящие в мире социальные, политические и экономические изменения не могут не отражаться на том, что происходит в стенах музеев, как и чем они пополняют свои постоянные коллекции и на какие работы делают ставки частные коллекционеры. Индивидуальный вкус — довольно абстрактное явление, на которое нередко влияет мнение сильных мира сего. Одна из таких фигур — основатель музея Старого и Нового искусства MONA в Тасмании Дэвид Уолш, которого называют Вилли Вонкой арт-индустрии. «Все коллекционируют искусство, — уверен он, — даже если под искусством вы имеете в виду свои детские поделки». Так как развить тот самый вкус и начать разбираться в современном и не только искусстве? Самый очевидный способ — регулярно ходить на выставки и изучать постоянные коллекции музеев по всему миру. Понаблюдайте за собой: какие работы нравятся вам больше всего, что вызывает у вас наибольшую эмоциональную отдачу. Это и будет основа для ваших предпочтений как коллекционера.

MONA

Что такое «правильная цена»?

В фильме «Всему есть цена» коллекционер Стефан Элдис, цитируя Оскара Уайльда, говорит: «В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности». Одно из главных препятствий на пути большинства начинающих коллекционеров — стоимость работ. Существует несколько онлайн-ресурсов, например, лондонские Counter Editions и Studio Voltaire, которые работают с художниками напрямую и предлагают их работы по приемлемым ценам. Скажем, печатная версия картины обойдется вам в 300 фунтов. Еще один ресурс — галереи, которые представляют начинающих художников: вряд ли те, кто находятся на заре карьеры, решатся заламывать цены на свои творения.

Антонис ван Дейк, «Амур и Психея», 1638

Иногда кажется, что ценообразование в искусстве — вещь абсолютно случайная и нелогичная, но это не так. На стоимость работ влияет несколько факторов, таких как статус художника, состояние, аутентичность и другие. «Для художников важно продаваться, ведь только так они могут поддерживать себя на плаву и продолжать творить, — говорит Антониа Марш, основательница лондонской галереи Soft Opening. — Но я всегда очень щепетильно отношусь к выбору покупателей. Для меня важно, чтобы коллекционер верил в художника, которого он покупает, видел в нем потенциал. Если я хочу выставлять тех, кто опережает массовые тренды, мне нужно убедить своих клиентов в том, что я разбираюсь в этом вопросе». Если знать, что и как покупать, искусство может действительно стать выгодным вложением. Есть много художников, цены на работы которых продолжают расти даже в период экономической рецессии.

Виллем де Кунинг, Untitled XIX, 1977

Где покупать предметы искусства

Помимо галерей, по всему миру существуют аукционные дома, которые регулярно устраивают торги. Сайт арт-рынка Artnet — отличный ресурс для поиска подобного рода мероприятий и изучения цен на предыдущих аукционах. Также стоит обратить внимание на онлайн-аукционы вроде Paddle8 и Artsy, и, конечно, не забывайте про ярмарки искусства, то и дело проходящие в разных городах. Самые масштабные и известные — Art Basel (проводится в Базеле, Майами и Гонконге) и Frieze Art Fair (дислоцируется в Лондоне, Нью-Йорке, а со следующего года еще и в Лос-Анджелесе). Эти ярмарки — эдакий арт-супермаркет, куда крупнейшие галереи со всего мира привозят работы, которые лучше всего подойдут под тот или иной рынок. Свободный вход — отдельный плюс таких мероприятий.

Локальные арт-ярмарки тоже набирают популярность с каждым годом, яркий пример тому — ежегодный фестиваль современного искусства Cosmoscow в Москве. Специалисты по искусству советуют начинать с изучения именно местного рынка: во-первых, поддерживать своих художников важно (о чем, например, говорила в своем недавнем интервью Эмилия Кабакова), во-вторых, так вы лично можете познакомиться с человеком, чью работу хотите купить.

Клод Моне, «Водяные лилии», 1914–1917

Как правильно хранить коллекцию?

Итак, вы приобрели парочку арт-объектов, и следующий насущный вопрос — где и как их хранить, как за ними ухаживать и максимально продлить им жизнь. Обычно коллекционеры либо размещают предметы искусства у себя дома, либо отправляют их в специальные арт-хранилища. Невозможно предугадать, как со временем поведет себя та или иная работа в естественной среде (это зависит прежде всего от материалов, из которых она сделана), поэтому по вопросам ее хранения лучше всего обратиться к специалисту.

Если вы собираетесь сделать свежекупленный арт-объект частью своего домашнего интерьера, вам потребуется помощь монтажной компании, специализирующейся на предметах искусства. Она проверит состояние работы и, исходя из этих данных, даст рекомендации по установке и обрамлению, если речь идет о картине. Особенно это важно, если вы планируете отправлять работу в другой город или страну — здесь учитываются перепады влажности и температур, которые могут испортить арт-объект. И не забывайте о правильном освещении! В общем, в этом тонком вопросе слишком много факторов, которые необходимо учитывать, поэтому не стоит полагаться лишь на собственные силы. В конце концов, вы ведь только начинаете свой путь как коллекционер искусства.

Гостиная в доме Дэвида Рокфеллера в Нью-Йорке

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Радости жизни

Что такое «карьерное порно» и как не стать жертвой профессионального выгорания

Радости жизни

Парижский музей современного искусства открылся заново

Мода

Вся мода осени в лукбуке ЦУМа

Edition