Дом знатоков вышивки, владельцев марки Valombreuse

Дени Капьон и его жена Ту Ха — о вдохновении, Версале и своем особняке под Парижем
Дом знатоков вышивки владельцев марки Valombreuse

Вышивание во Франции — такой же национальный спорт, как катание шаров петанк. Это ремесло расцвело при Марии Медичи, которая привезла вышивальщиц из Флоренции, а распространилось здесь благодаря нашему старому другу и врагу кардиналу Ришелье, прославившемуся, кроме прочего, стилем обметки. Сейчас рядом со столетними Домами, вроде принадлежащего теперь Chanel Дома Lesage, появляются новые, ориентированные на публику, чувствительную к французскому art de vivre. Один из самых известных — Valombreuse, которым владеют пятидесятивосьмилетний Дени Капьон и его жена — тридцатитрехлетняя Ту Ха.

Свой дом в Сен-Мор­-де-­Фоссе они купили пятнадцать лет назад. Парижанин в третьем поколении, Капьон не собирался в деревню, но двухэтажный особнячок с увитыми диким виноградом стенами, cтоящий в старом саду в тихом предместье, — большой соблазн: «Деревня у самых ворот Парижа — что может быть лучше для се­мьи с детьми! Жаль, что только на выходные и каникулы». В Париже у них все — школа, работа, клиенты.

Марка Valombreuse существует c 1994 года. Ее основала Коринна Левелье, известная во Франции пропагандистка классической вышивки. Но потом Левелье получила в наследство бордоское шато, увлеклась виноделием и продала кружевной бизнес Капьонам.

Их самая сильная сторона — работа на заказ. Кто­-то приходит с фотографией гобелена из Версаля и заказывает вышивку для загородного дома с мотивами версальской шпалеры. Другие просят выткать скатерть под стать коллекционному фарфору. Дени говорит о яхтах, которые они обшивают от киля до клотика, об охотниках, которые просят фазанов и оленей, и о том, что американцы любят цветы, но равнодушны к геометрии, а заказчики с Востока просят, как сговорившись, золотую нить. «Это не просто ткань с рисунком, — добавляет Ту Ха. — Это скульптура, у нее есть рельеф!»

Весь дом напоминает о старой Франции: деревянные панели и ставни, увитые диким виноградом стены, антикварная мебель и повсюду вышивка

Дочь выходцев из Вьетнама, она видела себя художником, но училась коммерции. Встреча с Дени изменила ее жизнь. Дени владел компанией, которая поставляла компьютерную технику, говорил на пяти языках и был готов объехать весь мир, лишь бы помочь ей найти работу по душе. Это он решил купить Valombreuse. Теперь у них общее дело, которое их по­настоящему радует, и трое сыновей: Лука, Луи и Лео.

Старшие сегодня в школе, а четырехлетний Лео, приехав на съемку, сразу показал, кто в доме хозяин, даром что папа — строгий бизнесмен в костюме. Но миниатюрная Ту Ха успевает следить за обоими и рассказывать о тканях (только из Франции и Италии) и работе с мастерами, которые должны чувствовать традиции французской вышивки.

Весь дом напоминает о старой Франции. Деревенский стиль, знаменитый rustique, здесь с выдумкой, даже с иронией. Вместо стеновых панелей — деревянные двери. Там же, где стены открыты, они покрашены в серый диоровский цвет. На них как напоминание о хозяйском промысле изображены цветочные орнаменты или венки. Весь дом наполнен антикварной мебелью («У нас свои поставщики», — скромно замечает Дени).

И конечно, всюду, от обеденного стола до столика в коридоре, на кроватях и окнах в спальнях и полотенцах в ванных, цветут цветы Valombreuse. Все построено на контрасте нарочитой грубости и тонкости: изъеденное временем дерево и белый батист с вышивкой.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.