Максим Виторган: о театре, кино и жизни с Ксенией Собчак

Главное, что нужно знать об актере и муже женщины-кандидата на должность президента страны
Максим Виторган фото и интервью о жизни и браке

Кажется, что существует не один, а несколько Виторганов. Первый — уверенный в себе шоумен, востребованный в комедиях «Квартета И» и телеиграх вроде «Форта Боярд». Второй — талантливый драматический актер. Третий — муж Ксении Собчак и невольный пленник этой элитной тусовки. И все эти Виторганы существуют одновременно.

Интеллигентен. Стеснителен. «Родом из СССР», как говорит он сам о себе. Выпускник одной из лучших школ Москвы — двадцатой. Родители — по-голливудски красивые и знаменитые актеры. За плечами Эммануила Виторгана не только нашумевшие спектакли «Продавец дождя» и «Взрослая дочь молодого человека» в Драматическом театре имени Станиславского (билетов на них было не достать), но и народный хит «Чародеи», комедия плаща и шпаги «Благочестивая Марта». Аллу Балтер телезрители узнают по криминальному сериалу «Знатоки», зато на сцене она и Миледи, и Роксана, получает главные роли в Театре Маяковского из рук самого грозного главрежа Москвы Андрея Гончарова. По словам Максима, с родителями была особая связь: «У моих детей свой мир, свои источники информации. Мы же читали одни книги и газеты, у нас было одинаковое отношение к джинсам, Джону Леннону, апартеиду». Он вспоминает, как дома собирались друзья семьи, ставили виниловую пластинку битлов, кто-нибудь переводил, все, затаив дыхание, слушали. Театр тогда был центром мира.

Неужели, кроме актерства, иных вариантов у потомственного лицедея не было? «Наоборот, среди вариантов не было актерства. Выбирал между журфаком и юрфаком, но даже ради МГИМО не согласился вступать в комсомол. Зато в десятом классе школы с углубленным изучением английского языка ставили «Гамлета». И мне — парам-парам! — досталась роль датского принца». До сих пор он помнит монолог на английском. Так бацилла лицедейства проникла в неокрепший организм, и юноша пошел на подготовительные курсы в МХАТ, где выяснилось, что о профессии актера он не имеет ни малейшего представления. «Тем не менее полгода занятий привели меня в чувство, и я поступил в ГИТИС».

Если бы нынешние поклонники комика Макса Виторгана узнали, с каких серьезных ролей он начинал в театре, сильно бы удивились. После института попал в ТЮЗ. Тогда авторитет режиссеров Камы Гинкаса и Генриетты Яновской был космическим. Виторган убежден: «Если я чему-то научился в профессии, то прежде всего у них. Сегодняшние постановщики — больше концептуалисты. Придумают яркую идею, занимаются построением «картинок». Это неплохо. Но так работать с артистами, как Яновская и Гинкас, а до них Эфрос и Товстоногов,  — сегодня не умеют».

В ТЮЗе он играл Бориса в «Грозе», Николая I в «Смерти декабристов». Потом был Ленком (без выдающихся партий, зато «станок два раза в неделю», подчеркивает Максим, которому профессиональный тренинг едва ли не важнее подарка в виде заметной роли в спектакле «Секс, ложь и видео» с Мариной Зудиной в «Табакерке»). В той постановке по мотивам фильма Содерберга, прогремевшего в Каннах, Виторган играл мужчину, который изживает личную драму тем, что записывает интимные излияния дам на видеокамеру. При этом в характере героя не было ни грамма пошлости, лишь печаль, одиночество.

Возглавив МХАТ, Олег Табаков пригласил Виторгана, и молодой человек за пять лет сыграл пять премьер. Трех разных клоунов — в спектакле на двоих «Количество». Страдающего от безответной любви Севу в странной пьесе «Ю» Мухиной, дивном миксе хаоса и гармонии. Антипода Раскольникова — студента Разумихина в «Преступлении и наказании».

Роман с кино долгие годы не складывался: выразительную фактуру крупногабаритного актера использовали, не балуя его сложным составом предлагаемых обстоятельств. Среди работ, которые ему самому запомнились, комедия «Дед Мороз всегда звонит… трижды!». В ней есть попытка за праздничной суматохой всмотреться в людей с их запутанными отношениями и стремлением быть счастливыми хотя бы в новогоднюю ночь.

Лишь в недавнее время кинорежиссеры рассмотрели в Виторгане-младшем способность создавать сложные характеры. Запомнилась маленькая роль в «Оптимистах» Попогребского, где он играет собирательный образ поэта-шестидесятника. «На меня самого произвела впечатление сцена, в которой мой Покровский требует, чтобы девушка сожгла стихи, которые он ей преподнес. Не думал, что я могу быть такой мерзотой», — улыбается актер.

И все же именно театр делает ему предложения, от которых невозможно отказаться. Владимир Мирзоев увидел в нем Гаева в своем сумеречном «Вишневом саде». «Наш Гаев, — рассказывает режиссер, — большой ребенок, ему интересней и комфортней быть в детской комнате. Его разговоры с сестрой (Раневской) пронизаны ностальгией по волшебному времени, когда не нужно было принимать решения и думать о куске хлеба». По мнению Мирзоева, Максим создан играть мужчину современного типа: доброго, умного, инфантильного, на которого женщине трудно опереться и опасно надеяться: «Во-первых, потому что актерская профессия в принципе не дает мужчине взрослеть — приходится до седых волос сохранять детскую пластичность души, не терять вкус к игре, иначе невозможно выйти на сцену. Во-вторых, в отличие от многих актеров, Максим свою детскость не прячет за брутальной маской. Не то что она ему нравится, но он не хочет или не умеет обманывать себя, а значит, и публику. И в этой решимости не врать, не притворяться кем-то другим неожиданного проявляется мужество. И человеческое, и профессиональное».

В полифоническом визионерском театре, который на самых модных площадках Москвы создает режиссер Филипп Григорьян, для актера уже второй раз находится неожиданная роль. Вначале был Подколесин в «Женитьбе» Театра Наций, который медлит, как Гамлет, потому что чувствует ложь и понимает: все, что ему предлагают, — негодные средства. Максим признается, что они с режиссером с трудом пробивались друг к другу: «Мы заходим в материал с разных сторон. Филипп мыслит быстро, яркими образами, широкими мазками. Я торможу со своим занудством, попыткой оправдать, замотивировать каждое слово».

Когда я увидела его Подколесина, неожиданно вспомнила роль Эммануила Виторгана, о которой его поклонники и не догадываются. В незавершенном шедевре «Нечаянные радости» у Рустама Хамдамова он играл кинорежиссера немого кино. И вот Максим с черными кругами грима вокруг глаз, со странной пластикой и сочетанием клоунского облика с тайной внутренней жизнью тоже передает привет немому кино.

Недавно Григорьян сделал актеру еще более рискованное предложение. Сыграть лирического героя в спектакле «Гоголь-центра» «Владимир Маяковский», который завершит серию постановок о поэтах: Ахматовой, Мандельштаме, Кузьмине. Премьера — в середине января.

«Мы пытаемся рассказать о человеке, разорванном на две части, — говорит Максим. — Одна из них всем известная: мастер слова, новатор, вояка. Вторая — лирическая, уязвимая. Баланса между этими частями он так и не нашел, что и привело к трагедии. Как выразить этот непреодолимый разрыв?» Он уточняет, что никто из актеров в спектакле не играет собственно персонифицированного Маяковского: «Мы все вместе складываем, сшиваем этот проект, как лоскутное одеяло».

«Мы искали не просто актера, но фигуру, представителя креативного класса, — комментирует Григорьян выбор Максима на ведущую роль. — Допустим, он архитектор, строит площадь Маяковского, составляет облик города. Макс подошел идеально — в нем есть сочетание неактерскости и профессии. Он флегматик, при этом достаточно темпераментен, у него высокие частоты».

Поэзию Маяковского Виторган любит, несмотря на юношеское отторжение его культа, портретного барельефа в школе. «Крайне полезно перечитывать литературу, которую проходили в школе, чтобы вновь не пройти мимо и вне всякой идеологии открыть ее истинное содержание».

«Говорят, что Ксения — лидер, а я — подкаблучник. Пусть. Сложите черты характера Ксении, и увидите, что человек, который будет носить ее сумку, ей вряд ли будет интересен».

Максим относится к редкому типа актеров-интеллектуалов. В роль входит не по наитию, а через подробный анализ: «Я достаточно трезвый человек, такой, знаете ли, головастик. Проникаю в сценический материал медленно, где-то с десятого спектакля, на премьеры близких не зову».

Пять лет назад свадьбу Максима и Ксении Собчак обсуждала вся страна. В этом году я видела их на «Кинотавре» буквально облепленными фотографами. Как справляется он с этим кипящим интересом? «Стараюсь никуда лишний раз не выходить. Не очень все это люблю. Жаловаться неправильно. Знаете, у артистов есть работа — «ужасно устал», нет работы — «все ужасно». Стараюсь не гневить Бога. Конечно, часто встречаю беспардонность людей, лезущих с предложениями, вопросами, мыслями… От этого прессинга надо абстрагироваться. Учусь у Ксении, умеющей защищаться невидимой непробиваемой стеной».

А что для него самого значит семья? «На самом деле — покой». Как степень сосредоточения? «Нет, как степень расслабления». Что самое ценное в союзе: взаимопонимание или борьба противоположностей? «Сочетание нескольких вещей, позволяющих самосовершенствоваться. Ты все время должен наталкиваться на препятствие, которое надо преодолеть. Люди призваны делать друг друга лучше, чем они есть на самом деле, провоцировать личностный рост. Это труд. Не растворяешься в себе, все время куда-то тянешься и ведешь за собой того, кто рядом. Говорят, мол, Ксения — лидер, а я — подкаблучник. Пусть «ходят куда хотят». Сложите черты характера Ксении, и увидите, что человек, который будет носить за ней сумку и поддакивать, ей неинтересен. Общение — взаимный процесс, каждый делает шаг  на следующую ступеньку. У нас получается не стоять на месте. И это делает жизнь по-настоящему живой».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.