You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Первая в России выставка провокатора Яна Фабра

В Эрмитаже при поддержке Vogue открылась его экспозиция. Стоит ли ждать скандала?

Первая в России выставка провокатора Яна Фабра

Режиссер, хореограф, перформансист, художник, скульптор, сценарист — у Яна Фабра множество ипостасей, и в каждой из них он заслужил репутацию провокатора. Получив классическое образование в Королевской академии изящных искусств Антверпена, он начинал с перформансов, в которых рисовал собственной кровью, спермой и пеплом сожженных на глазах публики купюр. Арт-сообщество заметило бельгийца в 1980-е, после показанной на Венецианской биеннале постановки «Сила театрального безумия», где актеры четыре часа давали друг другу пощечины.

За тридцать лет бюджеты выросли: вместо моноперформансов — спектакли с десятками актеров, вместо крови и пепла — мрамор и бронза. Но накал провокации Фабр не снижает — будь то секс на сцене или изображение себя в роли Христа. Это сделало бельгийца одним из самых востребованных художников в мире. Прогрессивные фестивали и консервативные театры, музеи, даже города (сейчас его гигантские скульптуры заполнили площади Флоренции) — Фабр везде. А теперь и в России.

Первая в России выставка провокатора Яна Фабра
Бронзовая скульптура в крепости Форте-ди-Бельведере на выставке Spiritual Guards, Флоренция, 2016

«Обещаю, все будет прилично!» — смеется художник в ответ на мой вопрос, насколько смелые работы он готовит для Эрмитажа. Мы сидим в его антверпенском ателье, где он работает над рисунками, скульптурами и прочими проектами из области визуального искусства.

Невероятная привилегия выставляться в Эрмитаже, просто фантастика, — продолжает художник. — К тому же я получил возможность прикоснуться к одной из лучших коллекций фламандской живописи в мире!» В отличие от многих коллег, существующих в глобальном контексте, он привязан к своим корням: «Я родился в Антверпене. Когда мне было десять, отец отвел меня в дом Рубенса, чтобы я копировал его рисунки. Я вырос на фламандской живописи и не перестаю учиться у мастеров. У Рубенса — композиции и работе со светом, у Босха — воображению... Многие из них более авангардны и современны, чем ныне живущие художники. Я ворую у них постоянно!»

Первая в России выставка провокатора Яна Фабра
«Посланники смерти обезглавленные», дерево, кружево, искусственные перья, 2006

Кстати, о перформансах: привезет ли Фабр в Россию свой последний спектакль «Гора Олимп»? «Интерес со стороны ваших продюсеров есть, другое дело, что это дорогой спектакль», — сокрушается Фабр.

Тут стоит сообщить самое главное о «Горе Олимп» — представление длится двадцать четыре часа. Актеры не меняются, а отдыхают прямо на сцене, зрителям, если они не захотят уходить домой, предоставляются спальные мешки и еда. Несмотря на тяготы, сопутствующие просмотру, это первый по-настоящему успешный спектакль Фабра. Критика под впечатлением, многие зрители ездят из города в город, чтобы досмотреть куски, которые проспали.

В чем же секрет успеха? «Сюжет основан на греческих мифах, а ведь все, что происходит сейчас в мире, — война в Сирии, события в Турции, кризис мигрантов — все это там есть, поэтому они так актуальны. Еще очень важно время: затяжной перформанс выматывает актеров, но и зрителей тоже. Когда ты устал, твоя маска слетает, нервы обнажаются, ты внутренне голый. Это путь к катарсису. Знаете, я верю, что зритель должен инвестировать в искусство — свое время, эмоции. В Петербурге я провел пять часов в храме Спаса-на-Крови, разглядывая мозаику. Если произведение искусства мощное, ты не можешь просто взглянуть на него и пойти дальше».

Первая в России выставка провокатора Яна Фабра
Сцена из спектакля «Гора Олимп», 2015

Для художника, имеющего репутацию попирателя основ, Фабр слишком нежно говорит о классическом искусстве. Для него в этом нет противоречия. «Без традиций нет авангарда, — повторяет он, как заведенный. — У вас я сходил в Мариинский театр на классический балет, мне понравилось. В Европе мы почти потеряли это: выросло поколение танцовщиков без классической школы, разве они могут быть авангардистами?»

Выставка в Эрмитаже называется «Рыцарь отчаяния — воин красоты». Это один из эпитетов, придуманных для себя Фабром, недовольным титулом анфан террибль. И он имеет на титул право: двадцать лет назад он купил настоящий рыцарский замок. «Недавно там закончилась реставрация, и я приезжаю туда, чтобы поработать в тишине. Под крышей смотровой башни есть комната. Ночью рисую там при луне».

Рыцарский сюжет, конечно, родом из детства. «Когда я был маленький, отец смастерил для меня игрушечный замок, а мать отдала старые помады, чтобы я мог разрисовать его. С тех пор я не переставал интересоваться всей этой эстетикой. Это есть и в моих работах, я часто использую доспехи как метафору металлической кожи, защиты хрупкого тела».

Первая в России выставка провокатора Яна Фабра
«Милосердный сон (Пьета V)», белый каррарский мрамор, 2011. «Священный скарабей», 2011

Художник постоянно благодарит своих родителей — в интервью, в работе. Его отец был ботаником, мать занималась хозяйством. Он потерял их в 2004 году. «Я был в Таиланде во время цунами и не смог быстро сообщить о себе. Отец думал, что я погиб, и у него случился сердечный приступ. Мать умерла через шесть месяцев от тоски. Прекрасная была пара, красивая, сексуальная, умная. Они меня вдохновляли».

Собственной семьей художник не обзавелся. «Может быть, я еще созрею до этого. Я был таким ребенком в молодости! — говорит пятидесятисемилетний художник. Но потом поправляет себя: — Нет, наоборот, я был слишком старым. Знаете, на это может уйти целая жизнь — стать молодым. Сейчас я чувствую себя гораздо моложе, чем тридцать лет назад».

Первая в России выставка провокатора Яна Фабра
Ян Фабр в своей студии в Антверпене
комментарии