You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Новости

Первая в России выставка провокатора Яна Фабра

В Эрмитаже при поддержке Vogue открылась его экспозиция. Стоит ли ждать скандала?

Первая в России выставка провокатора Яна Фабра
Режиссер, хореограф, перформансист, художник, скульптор, сценарист — у Яна Фабра множество ипостасей, и в каждой из них он заслужил репутацию провокатора. Получив классическое образование в Королевской академии изящных искусств Антверпена, он начинал с перформансов, в которых рисовал собственной кровью, спермой и пеплом сожженных на глазах публики купюр. Арт-сообщество заметило бельгийца в 1980-е, после показанной на Венецианской биеннале постановки «Сила театрального безумия», где актеры четыре часа давали друг другу пощечины.

За тридцать лет бюджеты выросли: вместо моноперформансов — спектакли с десятками актеров, вместо крови и пепла — мрамор и бронза. Но накал провокации Фабр не снижает — будь то секс на сцене или изображение себя в роли Христа. Это сделало бельгийца одним из самых востребованных художников в мире. Прогрессивные фестивали и консервативные театры, музеи, даже города (сейчас его гигантские скульптуры заполнили площади Флоренции) — Фабр везде. А теперь и в России.

Бронзовая скульптура в крепости Форте-ди-Бельведере на выставке Spiritual Guards, Флоренция, 2016
Бронзовая скульптура в крепости Форте-ди-Бельведере на выставке Spiritual Guards, Флоренция, 2016

«Обещаю, все будет прилично!» — смеется художник в ответ на мой вопрос, насколько смелые работы он готовит для Эрмитажа. Мы сидим в его антверпенском ателье, где он работает над рисунками, скульптурами и прочими проектами из области визуального искусства.

Невероятная привилегия выставляться в Эрмитаже, просто фантастика, — продолжает художник. — К тому же я получил возможность прикоснуться к одной из лучших коллекций фламандской живописи в мире!» В отличие от многих коллег, существующих в глобальном контексте, он привязан к своим корням: «Я родился в Антверпене. Когда мне было десять, отец отвел меня в дом Рубенса, чтобы я копировал его рисунки. Я вырос на фламандской живописи и не перестаю учиться у мастеров. У Рубенса — композиции и работе со светом, у Босха — воображению... Многие из них более авангардны и современны, чем ныне живущие художники. Я ворую у них постоянно!»

«Посланники смерти обезглавленные», дерево, кружево, искусственные перья, 2006
«Посланники смерти обезглавленные», дерево, кружево, искусственные перья, 2006

Кстати, о перформансах: привезет ли Фабр в Россию свой последний спектакль «Гора Олимп»? «Интерес со стороны ваших продюсеров есть, другое дело, что это дорогой спектакль», — сокрушается Фабр.

Тут стоит сообщить самое главное о «Горе Олимп» — представление длится двадцать четыре часа. Актеры не меняются, а отдыхают прямо на сцене, зрителям, если они не захотят уходить домой, предоставляются спальные мешки и еда. Несмотря на тяготы, сопутствующие просмотру, это первый по-настоящему успешный спектакль Фабра. Критика под впечатлением, многие зрители ездят из города в город, чтобы досмотреть куски, которые проспали.

В чем же секрет успеха? «Сюжет основан на греческих мифах, а ведь все, что происходит сейчас в мире, — война в Сирии, события в Турции, кризис мигрантов — все это там есть, поэтому они так актуальны. Еще очень важно время: затяжной перформанс выматывает актеров, но и зрителей тоже. Когда ты устал, твоя маска слетает, нервы обнажаются, ты внутренне голый. Это путь к катарсису. Знаете, я верю, что зритель должен инвестировать в искусство — свое время, эмоции. В Петербурге я провел пять часов в храме Спаса-на-Крови, разглядывая мозаику. Если произведение искусства мощное, ты не можешь просто взглянуть на него и пойти дальше».

Сцена из спектакля «Гора Олимп», 2015
Сцена из спектакля «Гора Олимп», 2015

Для художника, имеющего репутацию попирателя основ, Фабр слишком нежно говорит о классическом искусстве. Для него в этом нет противоречия. «Без традиций нет авангарда, — повторяет он, как заведенный. — У вас я сходил в Мариинский театр на классический балет, мне понравилось. В Европе мы почти потеряли это: выросло поколение танцовщиков без классической школы, разве они могут быть авангардистами?»

Выставка в Эрмитаже называется «Рыцарь отчаяния — воин красоты». Это один из эпитетов, придуманных для себя Фабром, недовольным титулом анфан террибль. И он имеет на титул право: двадцать лет назад он купил настоящий рыцарский замок. «Недавно там закончилась реставрация, и я приезжаю туда, чтобы поработать в тишине. Под крышей смотровой башни есть комната. Ночью рисую там при луне».

Рыцарский сюжет, конечно, родом из детства. «Когда я был маленький, отец смастерил для меня игрушечный замок, а мать отдала старые помады, чтобы я мог разрисовать его. С тех пор я не переставал интересоваться всей этой эстетикой. Это есть и в моих работах, я часто использую доспехи как метафору металлической кожи, защиты хрупкого тела».

«Милосердный сон (Пьета V)», белый каррарский мрамор, 2011. «Священный скарабей», 2011
«Милосердный сон (Пьета V)», белый каррарский мрамор, 2011. «Священный скарабей», 2011

Художник постоянно благодарит своих родителей — в интервью, в работе. Его отец был ботаником, мать занималась хозяйством. Он потерял их в 2004 году. «Я был в Таиланде во время цунами и не смог быстро сообщить о себе. Отец думал, что я погиб, и у него случился сердечный приступ. Мать умерла через шесть месяцев от тоски. Прекрасная была пара, красивая, сексуальная, умная. Они меня вдохновляли».

Собственной семьей художник не обзавелся. «Может быть, я еще созрею до этого. Я был таким ребенком в молодости! — говорит пятидесятисемилетний художник. Но потом поправляет себя: — Нет, наоборот, я был слишком старым. Знаете, на это может уйти целая жизнь — стать молодым. Сейчас я чувствую себя гораздо моложе, чем тридцать лет назад».

Ян Фабр в своей студии в Антверпене
Ян Фабр в своей студии в Антверпене

еще в разделе Новости

10 любимых фильмов в канун Хэллоуина
10 любимых фильмов в канун Хэллоуина

Леденящие кровь и любимые с детства — для атмосферных праздничных выходных

Мягкость бытия: 15 бархатных акцентов для дома
Мягкость бытия: 15 бархатных акцентов для дома

Самый модный материал сезона осень-зима 2016 интерьерные декораторы любят особенной любовью

Emilio Pucci создали кофейные чашки для Illy
Emilio Pucci создали кофейные чашки для Illy

Маленькие произведения искусства напомнят о любимых городах

комментарии /

самое популярное

Художница Ксения Драныш о жизни как перформансе
Новости Художница Ксения Драныш о жизни как перформансе

И о том, почему искусство должно быть позитивным

Аксессуар, который все меняет
Выбор VOGUE Аксессуар, который все меняет

С помощью сумок из коллекции Prada разбираемся, как все исправить, просто переодевшись


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru