You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться

Почему художники сотрудничают с модными дизайнерами

В день открытия ярмарки Frieze в Лондоне разбираемся, кому это выгодно больше

Почему художники сотрудничают с модными дизайнерами

Anne Sofie Madsen x Esben Weile Kjaer весна-лето 2017

Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали, Ив Сен-Лоран и Пит Мондриан — дизайнеры одежды всегда были открыты миру искусства. Более того, в союзе с художниками они создавали свои лучшие и самые знаменитые работы. Традиция, рожденная в первой половине XX века, сейчас сильна как никогда. И если с дизайнерами понятно, то чем подобное сотрудничество интересно художникам? Разбираемся в предмете.

Gucci x Coco Capitan, осень-зима 2017
Gucci x Coco Capitan, осень-зима 2017

В этом году Вирджил Абло впервые показал мужскую коллекцию Off-White на Pitti Uomo и устроил грандиозное шоу совместно с Дженни Хольцер. Американская художница-неоконцептуалист известна своими масштабными инсталляциями в общественных местах. Для показа Off-White она спроецировала на заднюю часть подиума строки из стихотворений Анны Свирщинской, написанных во время Варшавского восстания, рядом с текстами писателей с восточными корнями, в том числе американца сирийского происхождения Осамы Аломара. Этот творческий союз получил резонанс как пронзительное отражение текущих событий в мире, став отличным примером того, как мода может реагировать на состояние общества, в котором она существует. 

На каждый такой союз приходится десяток примеров попроще — реплики живописных полотен на одежде — произведений, о которых к следующему сезону все забывают. «Я постоянно думаю о том, что дизайнеры превращают художников в фетиш», — говорит Эсбен Вайле Кьяр, датский художник, сотрудничавший с дизайнером Энн Софи Мадсен. Кьяр, скорее всего, прав. Зачем художнику, вращающемуся в богемных кругах галерей и выставок, в обществе полностью противоположном бутикам и подиумам, принимать предложение о таком сотрудничестве?

Off-White весна-лето 2018
Off-White весна-лето 2018

Напрашивается логичный ответ: такие партнерства зачастую позволяют художникам демонстрировать свои работы более широкой публике. В прошлых двух сезонах Moncler и фотограф Энни Лейбовиц пригласили китайского художника-перформансиста Лю Болина, известного в мире искусства как Человек-невидимка и Человек-хамелеон за свои опыты с мимикрией, для работы над рекламной кампанией итальянского бренда. Лю слился с ледником, а Moncler получил одну из ярчайших кампаний последнего времени. «Я очень внимательно выбираю, с кем сотрудничать. В этом проекте меня заинтриговала эпичность, я всегда хотел поработать с таким грандиозным ландшафтом, как в Исландии», — говорит художник, чьи перформансы можно рассматривать и как высказывания защитника окружающей среды.

Участившиеся коллаборации моды и искусства, возможно, говорят о гораздо более глубинном сдвиге в мире искусства и моды — границы между этими двумя мирами становятся все более условными. Дизайнеров нередко называют художниками, в то время как художники начинают пробовать себя в моде. Лю Болин — отличный тому пример. «От Valentino и Jean Paul Gaultier до Guerlain и Ruinart — я сотрудничал с модными брендами на протяжении многих лет... Меня всегда интересовало сотрудничество с модой, особенно в свете запуска моей собственной модной коллекции — Liu Bolin», — признается художник.

Американец Стерлинг Руби, работавший с Рафом Симонсом даже до его времени в Dior, также создает одежду и видит мало различий между своим искусством и своими вещами.
из
Лю Болин для Moncler

Лю Болин для Moncler

Лю Болин для Moncler

Лю Болин для Moncler

И все же некоторые художники, в том числе Кристоф Шемен, работавший над осенней коллекцией Prada 2016 года, начинают относиться скептически к преимуществам таких коллабораций. «Это стало настоящим трендом, хотя сама идея совсем не нова, — говорит Шемен. — Я думаю, такие союзы должны заключаться, только если есть серьезный интерес с обеих сторон и настоящий творческий обмен... Дизайнерам ведь не нужны художники, чтобы создавать классные коллекции, а задача художников не в том, чтобы улучшать одежду». 

Тогда что же составляет настоящий обмен? Шемен приводит пример: The Ritva Man —лондонский трикотажный бренд из 1960–1970-х годов. Придумали его финская модель и художница Ритва и ее муж, американец Майк Росс, который одно время учился в Королевском колледже искусств. Их бренд находился в центре кипящей художественной жизни Лондона: произведения Элизабет Фринк, Дэвида Хокни, Патрика Хьюза и Аллена Джонса появлялись в специальной арт-коллекции марки, выходившей ограниченным тиражом. Одежда продавалась вместе с пластиковыми коробами, в которых она могла выставляться, если ее не носили, так каждый предмет по праву считался самостоятельным произведением искусства.
из
Prada осень-зима 2016

Prada осень-зима 2016

Свитер The Ritva Man x David Hockney

Свитер The Ritva Man x David Hockney

Несмотря на то что бренда Ritva уже не существует, некоторые похожие союзы сохранились и в современной моде. Тут легко можно провести параллель с продолжительным сотрудничеством между Джонатаном Андерсоном, креативным директором J.W.Anderson и Loewe, и художником и фотографом Иэном Дэвидом Бейкером. Этот дуэт возник сам собой: дизайнер всегда с особым интересом следил за творчеством фотографа, а тот давно покровительствовал Андерсону.

«Возрождение интереса к моей работе произошло в 2013–2014 годах... Мне позвонил Джонатан, он хотел купить несколько фотографий и рисунков. В конце 2014 года Андерсон предложил мне встретиться у него в офисе и обсудить совместный проект, —  рассказывает Бейкер. — Мне кажется, он был слегка одержим моими работами. Тогда я сказал, что очень надеюсь, что все это будет стоить затраченных усилий».
из
J.W. Anderson x Ian David Baker

J.W. Anderson x Ian David Baker

J.W. Anderson x Ian David Baker

J.W. Anderson x Ian David Baker

Еще одна похожая история: дизайнеры бренда Rochambeau Лоуренс Чандлер и Джошуа Купер, как некогда Ритва и Майк Росс, через совместный проект получили пропуск в арт-мир. «Я познакомился с Лоуренсом из Rochambeau в 2013 году на открытии моей выставки в Линкольн-центре. Он коллекционирует искусство и приобрел пару моих работ», — вспоминает Аарон Карри, работавший вместе с Чандлером и Купером над весенне-летней коллекцией будущего года. «Позднее я познакомился с Джошуа, и мне очень понравилась его энергия», — говорит Карри, сравнивающий процесс работы над модными вещами с тем, как он в юности декорировал кроссовки Vans.

В мире моды, где одежда с окончанием сезона теряет свою актуальность, созданная совместно с Карри коллекция базовых предметов повседневной одежды с психоделическими творениями художника обладает редкой нынче внесезонной актуальностью. В декабре коллекция будет представлена миру искусства на ярмарке Art Basel в Майами-Бич, где Карри и его работы — завсегдатаи. И лишь после этого вещи появятся в модных бутиках по всему миру.

Rochambeau x Aaron Curry, весна-лето 2018
Rochambeau x Aaron Curry, весна-лето 2018

комментарии / 0

оставить комментарий