Почему миллениалы такие одинокие

И как это исправить
Почему миллениалы такие одинокие

Первые миллениалы, рожденные в 1981 году, как раз достигли подросткового возраста, когда сериал «Друзья» только-только вышел в эфир. Его главная музыкальная тема I’ll Be There For You в исполнении группы The Rembrandts была на вершине хит-парадов по всему миру и держалась там неделями благодаря запоминающимся строчкам: «Никто не предупредил, что жизнь будет именно такой. Твоя работа смешна, в кармане ни гроша. А романтическая жизнь закончилась, не начавшись». И песня, и сериал стали почти безупречным противоядием для всех жизненных проблем. Компания друзей, поддерживающих друг друга, несмотря ни на что, — самый вдохновляющий пример.

Казалось бы, люди, выросшие на ситкоме, который учит, что друзья — едва ли не единственный способ выжить, просто не могут быть одинокими. Но опубликованное в июле этого года исследование YouGov, для которого опросили 1254 американца в возрасте от 18 лет, показало, что 30 процентов из них часто или всегда чувствуют себя одинокими. Для сравнения, у поколения X эта доля была равна 20 процентам, а у беби-бумеров — 15. Почти треть опрошенных миллениалов заявила, что ни с кем близко не дружит, но при этом все остальные считают, что у них есть минимум один лучший друг. Еще более отрезвляющий факт — 22 процента опрошенных поделились, что у них друзей нет совсем.

«Друзья», 1994–2004

Виноваты ли социальные сети

«Вся эта статистика меня вовсе не удивляет, потому что она не так уж и отличается от данных прошлых поколений, — говорит Аминату Соу, соведущая подкаста Call Your Girlfriend и соавтор книги Big Friendship, которая выйдет в свет в 2020 году. — Американцы вовсе не стали более одинокими, чем раньше, но сейчас есть серьезное несоответствие между количеством друзей, которые нас окружают, и качеством связи с ними. Мне кажется, что технологии не являются причиной одиночества, но они точно усиливают его как чувство».

Благодаря Facebook, Twitter, Instagram и Snapchat у нас больше знакомых, чем когда-либо, но это не те люди, с кем можно было бы всем поделиться или у кого можно поплакать на плече. Безусловно, социальные сети расширили наш круг знакомств, но это произошло за счет потери качества связей. Из всех этих сотен или даже тысяч «друзей», те, кто чаще всего комментируют на нашей странице, вовсе не обязательно те люди, к кому мы обратимся в кризисной ситуации.

«Секс в большом городе», 1998–2004

Но сколько все-таки нам нужно друзей

По мнению антрополога Робин Данбар, автора книги How Many Friends Does One Person Need?, даже если мы бы хотели выстроить и поддерживать близкие отношения со всеми этими людьми, ничего бы не получилось. Рассмотрев размер мозга человека в сравнении с более крупными млекопитающими, ученый вывел гипотезу, что количество дружеских связей, которые мы можем поддерживать, сильно ограничено. Данбар поделил все связи на слои с учетом интенсивности эмоциональной привязанности.

По его оценке, первый слой — это самые близкие нам люди, то есть те, к кому мы обратимся в момент горя. Их не может быть более пяти. На следующем уровне найдется место еще для десятерых, на третьем может быть около 35 человек, а на последнем — сто и более. Объединив эти цифры, получается, что в целом у нас есть возможность поддерживать всего около 150 связей. Это число получило название «число Данбара».

«Друзья», 1994–2004

С появлением социальных сетей многие стали тратить очень много времени на поддержание поверхностных связей — этих 35 из третьего и 100+ из четвертого слоя — вместо того чтобы уделять внимание действительно важным людям из первого и второго слоев. Таким образом, даже если мы находимся внутри огромной сети, если первый слой слаб или отсутствует, мы неминуемо будем чувствовать себя одинокими.

В 2015 году Тейлор Свифт всячески хвасталась пятеркой друзей, называя их своей «командой». Они поддерживали друг друга в комментариях в социальных сетях и вместе появлялись на публичных событиях. Спустя четыре года лидер «команды» призналась в одном из интервью, что связи, которые казались нерушимыми, распались: «Это очень грустно, но порой, взрослея, ты перерастаешь отношения».

Марта Хант, Кендалл Дженнер, Серена Уильямс, Тейлор Свифт, Карли Клосс, Джиджи Хадид, Кара Делевинь

Ставим ли мы себя выше друзей

Бихевиорист Сара Хопвуд смотрит на проблему под другим углом: мы не всегда перерастаем отношения, но иногда собственное развитие нам важнее людей вокруг. «В рамках неолиберального капиталистического общества мы создали очень индивидуалистичную культуру, где успех и достижения воспринимаются как результат лишь наших собственных действий и модели поведения. Так, успех и благосостояние каждого стоит выше качества межличностных отношений и связей. И, как следствие, культура благополучия процветает».

На большинстве фотографий в социальных сетях люди изображены в одиночестве. Это может говорить о том, что многие из них находятся в постоянном режиме работы над собой — отсюда и завышенные требования к себе. «Мы осматриваемся и замечаем, что все вокруг вроде бы отличные люди: занятые, спешащие все успеть и начать что-то новое, — продолжает Хопвуд. — От этого нам начинает казаться, что к людям нельзя обратиться с чем-то личным, поэтому мы заполняем свою жизнь чем угодно, что отвлечет нас, но почти никогда — близкими связями. В нашей культуре «быть не в порядке» — это признак слабости, а ведь это совершенно нормальное человеческое состояние».

«Секс в большом городе», 1998–2004

Как выглядит дружба миллениалов

Несмотря на то что миллениалы выросли на «Друзьях», «Сексе в большом городе» и других популярных сериалах 1990-х, которые транслировали образ нерушимо стабильной дружбы, нынешние шоу, созданные представителями этого поколения, рассказывают истории, больше похожие на статистику YouGov. В последнем сезоне «Девочек» Лины Данэм группа друзей распадается, и на ее руинах Мари и Ханна остаются вдвоем, цепляясь за остатки их дружбы и постоянно соревнуясь друг с другом в самоутверждении. «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж для многих стал самым достоверным отражением жизни миллениалов. Главная героиня описывает себя своему психотерапевту как «обычную девушку без друзей и с пустотой в сердце». Она как раз попала бы в те 22 процента опрошенных, у которых нет друзей вовсе, но, несмотря на это, она антигероиня поколения миллениалов.

«Девочки», 2012–2017

Почему близкие друзья важны для счастливого будущего

В одной из научных статей 2017 года автор, психолог-исследователь и директор Лаборатории близких отношений Университета штата Мичиган Уиллиам Чопик, обнаружил, что присутствие в жизни близких друзей на поздних этапах жизни — даже более важный фактор, формирующий чувство счастья и наполненности жизни, чем семья. «Эти люди всегда были по близости, потому что делали вас счастливым, — сказал он в интервью для журнала Time. — С течением жизни мы отпускаем поверхностные отношения, остаются только действительно значимые».

«Дрянь», 2016–2019

В свете исследований Чопика последние цифры, опубликованные YouGov, вызывают опасения: очевидно, что для достижения ощущения счастья в долгосрочной перспективе, миллениалам придется измениться. В следующий раз, собираясь на кофе, позовите кого-то действительно близкого и проведите с ним пару часов за разговором о том, как на самом деле обстоят дела в ваших жизнях.

«Друзья», 1994–2004

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.