Радости жизни

Почему отменили «Вудсток» и есть ли будущее у больших музыкальных фестивалей

Что важно знать об экологических, культурных и социальных последствиях

Фестивали переживают кризис идентичности: «Вудсток-50» отменен, цены на билеты взлетели до небес за последний десяток лет, повсеместно звучит критика влияния на окружающую среду. Редакция Vogue выяснила, что может стать с фестивалями вроде Coachella и Burning Man.

31 июля, всего за две недели до начала, организаторы фестиваля «Вудсток» объявили, что юбилейное пятидесятое мероприятие не состоится. Это мало кого удивило: их все время преследовали трудности. Еще в апреле спонсоры фестиваля Dentsu Aegis Network объявили, что событие отменяется в связи с высокой угрозой безопасности. В тот раз организаторы опровергли сообщение, начали судебное разбирательство и нашли новых финансовых партнеров. Изначальную площадку, парк Уоткинс-Глен в штате Нью-Йорк, сменили сначала на Вернон, а позже на Мэриленд. И когда хедлайнеры Майли Сайрус и Jay-Z отказались участвовать, фестивалю пришлось признать поражение.

Посетители фестиваля «Вудсток», 1969

В своем обращении Майкл Ланг, один из создателей «Вудстока», сказал: «Мы глубоко опечалены, что серия непредвиденных событий отняла у нас возможность сделать фестиваль таким, каким мы его видели». Ланг был в числе продюсеров фестиваля в 1969 году и хотел воссоздать первозданную атмосферу. В январе он продавал эту мечту, заявляя The New York Times: «Мы хотим, чтобы это было нечто большее, чем просто концерт». Говорил о духе активизма, культурном резонансе и функции фестивалей, заключающейся в том, чтобы «менять мир». Хотя планы Ланга не были ясны, основополагающую идею можно понять: он хотел, чтобы «Вудсток-50» олицетворял все свое наследие еще до того, как начнется.

Ланг и его команда, казалось, мало интересовались практическими аспектами организации, когда нужно было оформлять разрешения на массовые собрания, разрабатывать план того, как обеспечивать безопасность фестиваля, и рассчитывать его стоимость. Эта ошибка обошлась в 32 миллиона долларов и нанесла невосполнимый урон имиджу «Вудстока». Но он стал не единственным фестивалем, отмененным в последние месяцы. Работу над британским Blackpool's Livewire пришлось остановить из-за проблем с инвесторами, Doctor Music Festival в Барселоне не устоял под натиском экологических опасений и массового возврата билетов из-за смены площадки. Mamby on the Beach в Чикаго ставил под угрозу редких птиц этой местности, а бельгийский VestiVille отложили из-за проблем с инфраструктурой и безопасностью. Что из этого следует, попытки превзойти друг друга беспокоили организаторов сильнее, чем безопасность посетителей и особенности места проведения.

Мусор, оставшийся после фестиваля «Вудсток» в 1969 году

Как фестивали влияют на окружающую среду?

Изначально «Вудсток» олицетворял утопическую идею возврата к природе, но сегодня фестивали далеки от идеала в этих вопросах. После британских фестивалей ежегодно остаются 23500 тонн отходов, и лишь треть идет на переработку. На свалку отправляются в числе прочего одноразовые палатки: Ассоциация независимых фестивалей подсчитала, что каждый год в Великобритании их используют в количестве 250 тысяч. Еще одна проблема — сиюминутность «фестивальной моды»: разовые блестки, к примеру, содержат микропластик, загрязняющий водоемы. Добавим к этому шум, световое загрязнение среды и автомобильные выхлопы — получим событие, нарушающее экосистему в одночасье.

Фестивалям не остается выбора, кроме как адаптироваться — и к мировому климатическому кризису, и к растущему запросу потребителей на этичное отношение во всем. Bonnaroo, четырехдневный фестиваль в штате Теннесси, основан на идее устойчивого развития и по итогам выпускает подробный отчет о работе по сохранению земель. Фестиваль Øya в Осло тоже стремится к экологичности: организаторы запретили дизельные генераторы и ввели в правила «зеленые поправки», стимулирующие артистов снизить «углеродный след», то есть вредные выбросы в эквиваленте диоксида углерода. Даже Burning Man пообещал измениться и опубликовал десятилетний план устойчивого развития, чтобы ликвидировать свое негативное влияние на пустыню Блэк-Рок в Неваде.

Что фестивали делают, чтобы предотвратить социальные разногласия?

Организаторы Burning Man стремятся реабилитировать свой имидж и в других аспектах. Первый фестиваль в 1986 году был рупором антипотребительской идеологии, но со временем стал мероприятием для завсегдатаев Силиконовой долины. Цены билетов дошли до 1400 долларов, а постоянными гостями наряду с моделями, актрисами и блогерами стали Марк Цукерберг, Илон Маск и Джефф Безос. В этом году всевозрастающие жалобы на культурное смещение фестиваля привели к переоценке билетов. Цены падают и на Coachella, входной браслет в 2020 году обойдется в 399 долларов, по сравнению с 429 долларами в 2019-м.

Основанные как платформы контркультуры, многие фестивали переросли в бастионы привилегированных сообществ. Вытеснили первоначальный контингент, купаясь в лучах эксклюзивности и питаясь нашим страхом упустить что-то важное и интересное. Ярчайший пример последних лет — фестиваль Fyre 2017 года. О нем сняли два документальных фильма: Fyre показывают на Netflix, а Fyre Fraud — на Hulu. Использовав вирусную SMM-рекламу, организаторы обещали вечеринку тысячелетия на одном из Багамских островов (если, конечно, потенциальный посетитель мог позволить себе VIP-билет за 12 тысяч долларов). На деле же всех ждали отмененные выступления и насквозь промокшие под дождем палатки. Хуже всего пришлось жителям острова Большой Эксума. Ресторатор Марианн Ролле, появляющаяся в документальном фильме Netflix, выплатила 55 тысяч долларов из своего кармана тем, кто работал на фестивале. Платить обслуживающему персоналу организаторы отказались. «Они просто замели следы и не оборачивались назад», — сокрушалась Ролле. С тех пор ей, правда, удалось возместить затраты с помощью кампании на Go Fund Me.

Будущее за микрофестивалями?

Пока мегафестивали дерутся за лучшие площадки, публику все больше интересуют камерные события, по своей непринужденности близкие «Вудстоку» 1969 года. Американская интернет-платформа мероприятий Eventbrite отмечала в своем отчете, что за последние четыре года количество зарегистрированных у них нишевых фестивалей возросло почти на 400 процентов. Глава маркетингового отдела компании в Великобритании Пол Маккрадден считает, что вкусы аудитории меняются. «Мейнстримовые фестивали беспокоятся в основном о том, чтобы привлечь как можно больше людей, что обычно приводит к низкому общему знаменателю, — сообщил Маккрадден Vogue. — У независимых фестивалей больше харизмы, а организаторы вдохновляются тем, что любят, а не идеей заработать».

Смерть «Вудстока-50» — поучительная история для музыкальной индустрии, которая постоянно меняется. Продюсеры могут думать, что юбилейные блокбастеры — это беспроигрышная ставка, но на деле будущее фестивалей за душевными мероприятиями для единомышленников, где живо чувство единения. Больше — не всегда лучше, а в некоторых случаях никакой размах не спасет от провала.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Красота

Как усталость влияет на выбор еды

Дизайн

Столы Fendi, стеллаж Louis Vuitton и другие модные предметы с ярмарки Design Miami

Красота

Как окрашивание и выпрямление волос связаны с раком груди

Edition