Почему за лучшими балетными постановками страны сегодня нужно ехать в Пермь

Как хореограф Алексей Мирошниченко превращает Пермь в новую Мекку для столичных балетоманов и прима-балерин
Балет в Перми с Алексеем Мирошниченко фото и творчество

Два года назад на премьеру вечера балетов Стравинского в Пермь прилетел Роман Абрамович, прихватив с собой сборную столичного бомонда. Тогда даже непосвященные узнали, что центр российской балетной жизни сместился на Урал. Один из тех, кто несет за это ответственность, — 44-летний руководитель Пермского балета.

Алексей Мирошниченко — мастер балетных блокбастеров: больших, с эффектными декорациями и костюмами, с написанным заново либретто, но знакомым с детства сюжетом, с кружевом новой хореографии, не отказавшейся при этом от классических пуантов, с лирикой и гротеском, юмором и пафосом. На прошлогодней «Золотой маске» Москва рукоплескала его «Золушке», действие которой происходит в 1950-е по обе стороны от серпасто-молоткастого театрального занавеса. В этом году Алексей привез на конкурс «Щелкунчика», переносящего зрителя в Петербург 1892 года, где в гостиных разыгрывают домашние спектакли. 19 апреля его показали в Петербурге на фестивале Dance Open.

На Полине: платье Prada; боди Intimissimi. На Алексее: костюм Dior Men; ботинки Ernesto Dolani

В обоих спектаклях главную партию станцевала молодая прима-балерина и героиня этой съемки Полина Булдакова. Внешние и физические данные, музыкальность, наполненность, выносливость «и голова прежде всего! — восклицает Алексей, перечисляя требования к приме. — Полина может психофизически впрягаться на длинные дистанции, а это очень ценное качество. Нельзя побыть год балериной, а потом поехать на год восстанавливаться в санаторий: у нас больше ста тридцати спектаклей в сезон».

«Первый раз я оказался в Перми в 2007 году, когда мы с Мариинским театром привезли мой балет «Как старый шарманщик...». Шел фестиваль, тогда называвшийся «Дягилевские сезоны». Сразу почувствовалось, что в Перми совершенно особый дух. Через год — снова с Мариинским — мы станцевали балет Форсайта, в 2009-м меня пригласили поставить балет «Ринг». Впечатление тоже было самое приятное. А потом начались трудовые будни».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Этой лаконичной фразой Алексей Мирошниченко сегодня обозначает гигантский путь, который они прошли вместе с Пермским балетом, возвращая ему былые лоск и славу. В СССР это была третья труппа страны со своей школой, лицом и репертуаром: сильная классика тут сочеталась с авангардом. Именно Пермь первой из наших поставила сначала Баланчина, а потом Джерома Роббинса. Но еще в советские годы столичные театры не стеснялись переманивать отсюда звезд, а уж в постсоветские наступил упадок. Вспоминая все это, Мирошниченко по‑петербургски сдержан и тактичен. Но мимика Алексея в этот момент заставляет вспомнить, что в труппе Мариинки он считался одним из лучших актеров, который мог «на бровях» изобразить всю боль мира. Успешный танцовщик, петербургский ассистент Уильяма Форсайта, хореограф, поставивший спектакль в New York City Ballet, в один миг изменил свою жизнь, десять лет назад выбрав Пермь.

Рубашка Louis Vuitton; трико Grishko

Обитателю питерского дома, где по преданию жила легендарная старуха-процентщица Достоевского, новое место жизни показалось городом трущоб. Спасло то, что театр нашел главному балетмейстеру квартиру в нескольких минутах ходьбы от места работы. «Я до сих пор четко знаю только дорогу дом–театр», — признается Алексей. В проблемы своей труппы он погружен с головой: все — от финансирования постановок до душевых в гримерках — оказывается в сфере его личного участия. Поэтому на вопрос об источниках идей и вдохновения для новых балетов Алексей горестно вздыхает: времени жить в библиотеке, как это было в годы учебы в Вагановской академии, нет. Но тут же, как Шахерезада, рассказывает историю иранской императрицы Фарах Дибы — первой и единственной за 2500 лет персидской истории коронованной женщины, вдовы свергнутого Исламской революцией шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Когда-то увидев в кинохронике кадры их свадьбы Алексей начал изучать биографию Фарах. А однажды вспомнил фразу из того фильма: «Одна из сказок Шахерезады стала реальностью». И решил по-своему воплотить ее в жизнь — балетную.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

В апреле — премьера одноактной «Шахерезады» с Дианой Вишневой и Марсело Гомесом. За знакомым названием — снова интрига: Алексей ставит спектакль в классической технике, но впервые собирается отказаться от пуантов: «Там они не нужны!» Вишнева не единственная звезда, отправляющаяся за новым материалом на Урал. Здесь танцуют гостья из Королевского балета Великобритании Наталья Осипова и прима Большого Мария Александрова. На вопрос, не обижает ли пермячек приглашение звездных «варягов», Алексей реагирует бурно: «Мои балерины не дуры! Работать рядом с выдающимися артистами, видеть их в своих ролях очень полезно, ведь в балете иногда даже поворот головы может изменить ощущение от всей партии».

Топ Bodypoetry; бра Dior; юбка Ruban

Стиль: Александр ЗубрилинПрическа и макияж: Марина Рой for TigiАссистент фотографа: Андрей Харыбин / BoldАссистент стилиста: Дарья БасковаПродюсеры: Карина Чистякова; Маргарита СиняеваАссистент продюсеров: Алиса Шмидт

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Павел Харатян