«Спасение человеческих жизней — это долг, а не преступление» — капитан Карола Ракете об аресте за помощь ливийцам

Женская решительность против преступного бездействия
«Спасение человеческих жизней — это долг а не преступление» — капитан Карола Ракете об аресте за помощь ливийцам

Ночью 29 июня 2019 года капитан дальнего плавания из Германии Карола Ракете не подчинилась приказам итальянских властей, подобрала в открытом море десятки бежавших из лагеря ливийцев и доставила их в порт острова Лампедуза на юге Италии. Капитану Ракете 31 год, и она работает в благотворительной организации Sea-Watch, которая проводит поисковые и спасательные операции в Средиземном море.

Спустя несколько месяцев после того как капитану предъявили обвинение в попытке затопить итальянскую военную лодку и суд поместил ее под домашний арест, Карола рассказала нам, почему спасение 53 мужчин, женщин и детей из Ливии с тонущей резиновой шлюпки было ее долгом и какова связь между миграционным и климатическим кризисом.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Дневник бедствия

«12 июня, спустя всего несколько дней после начала плавания, мы получили сигнал бедствия со шлюпки, находящейся к северу от ливийских вод. Ситуация была неприемлемой: представьте, что после всех ужасов, которые пережили эти люди, они вынуждены были в течение четырнадцати дней спать на палубе под открытым небом. Мы ждали разрешения итальянских властей на вход в их воды и швартовку в их порту, но его так и не дали. Врачи нашего корабля Sea-Watch 3 не были подготовлены предоставлять помощь при травмах, полученных от пыток, сексуального насилия и болезней, которые месяцами оставались без лечения в ливийских лагерях, но все равно приложили все возможные усилия, чтобы облегчить ситуацию.

15 июня береговая пограничная служба эвакуировала женщин с детьми и женщин в опасном для жизни состоянии — всего десять человек, — и настроения на борту сразу же изменились. Мои пассажиры не могли понять, почему они должны быть при смерти, чтобы Европа их приняла. Необходимо было что-то предпринять, и за 60 часов до входа в итальянский порт я объявила о чрезвычайной ситуации на борту, но никто нас не услышал и не взял ответственность за ситуацию. Последней надеждой было обращение в Европейский суд по правам человека со срочным прошением, но и его отклонили, так как на борту больше не было никого, кто находился бы под угрозой смерти.

Меня часто спрашивали, почему я не могла найти другой порт. Все дело в том, что Ливию и Тунис я даже не рассматривала, ведь это было бы возвращением людей в страну, где они находятся под угрозой преследования, и я как капитан понесла бы наказание за подобное решение. Плыть на Мальту или в Испанию тоже было невозможно: после и без того длительной и сложной одиссеи, через которую мы прошли, люди были в отчаянии и угрожали, что они покончат с собой. Ситуация в целом сложилась крайне напряженная. У меня было такое чувство, что я продолжаю держать своих пассажиров в заключении, а ведь они находились в лишениях по несколько месяцев. Обычно Морской спасательно-координационный центр сообщает мне о безопасном порте поблизости, в который мы можем войти, а ведение переговоров и прочие вещи, с которыми мне пришлось столкнуться, совсем не в моей компетенции. Но из курса морского права, который я проходила время учебы, я точно знаю, что по закону операция по спасению, инициированная в ответ на сигнал бедствия, считается оконченной только тогда, когда спасаемые высажены на сушу на безопасной территории. Так что выбора у нас не было».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Помощь, вызвавшая гнев

«29 июня Финляндия, Франция, Германия, Люксембург и Португалия предложили принять пассажиров судна Sea-Watch 3, но Италия все еще отказывалась открыть порт. Я знала, что рискую тюремным заключением, но ситуация требовала отчаянных мер, и я была полна решимости доставить людей в безопасное для них место. Атмосфера накалялась, многие из окружавших нас людей в порту кричали на меня — судя по всему, это были сторонники правого политического крыла Италии. Они радовались, когда полиция меня арестовала и увезла.

Я понимаю, откуда происходит гнев итальянцев, который я ощутила в ту ночь в порту. Европа находится в ситуации кризиса солидарности, ведь годами Греции, Испании и Италии приходилось регистрировать и распределять сотни тысяч беженцев почти без помощи других стран. То, что нам действительно необходимо — изменение системы распределения и безусловная, неоспоримая солидарность. Возможно, тогда Италия перестанет блокировать свои порты. Людей нужно эвакуировать из ливийских лагерей безопасным путем, и у них должна быть юридическая возможность подать заявку на убежище».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

«Происходившее на Sea-Watch 3 — лишь вершина айсберга. В течение следующих десятилетий климатический кризис будет смещать людей с их родных земель, но переезд в европейские страны мало кому будет по карману. Скорее всего, людям придется оставаться на своих территориях и терпеть преумножающиеся страдания, но я думаю, что в этих условиях Европа больше не сможет игнорировать ситуацию и ограничивать въезд.

Расследования по моему делу все еще идут, несмотря на то что судья отменил домашний арест и отпустил меня. Боюсь ли я? Нет. Спасение человеческих жизней в открытом море — это долг, а не преступление, и в подобной ситуации я бы приняла то же самое решение снова.

Я никогда не хотела стать лицом движения по спасению. Многие европейцы не смогли сидеть сложа руки и наблюдать за кризисом Средиземноморья, и в 2016 году я стала одной из них. Да, я немка, но я причисляю себя к Европе, поэтому Средиземное море — это и моя граница тоже. Мне было приятно видеть решимость своей команды, ведь она знает: действовать — наша обязанность. Причины, по которым эти люди вынуждены бежать из своего региона на крошечной резиновой шлюпке, на что мы с вами никогда не были вынуждены пойти, таят корни в нашей колониальной истории».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Климатический кризис и права человека

«Раньше я работала в Арктике и Антарктике на исследовательских суднах и участвовала в природоохранных проектах. В 2011 году была штурманом первой в своей жизни экспедиции на корабле Polarstern, который направлялся к Северному полюсу. Капитан сказал мне: «Я тут уже бывал, поэтому давай ты», — и я повела судно. Могу сказать, что когда ничто тебя не отвлекает, ты воспринимаешь среду совсем по-другому. Обсуждения ученых на борту дали мне понять, с какой высокой скоростью климатический кризис нарастет и как он бьет по экосистеме, и в том числе Арктике. После этой экспедиции я решила заняться изучением охраны природы и природопользования.

Если мы не очнемся прямо сейчас, если политики и общество во всем мире продолжат игнорировать надвигающиеся экологические проблемы, нас ждет социальный коллапс. Его начало я видела своими глазами: ледники и плавучие льдины таят, и это неизбежно будет усугублять конфликты в тех частях света, где уровень моря поднимется. Штормы оставят поля без урожая, а засуха вынудит людей покинуть родные края, и тогда миграционные паттерны изменятся, а просто закрывать порты в ответ у нас уже не получится. Да и сейчас нельзя основывать свои действия на страхе потерять контроль над границами — руководствоваться нужно моральными ценностями и чувством долга перед окружающей средой. Мы должны отвечать за все, что происходит: к примеру, количество вредных выбросов Германии за все время ее существования — четвертое по величине в мире, это больше, чем у всех стран Африки вместе взятых.

Необходимо действовать — на локальном, национальном, мировом и всех доступных нам уровнях. Нужно создавать альянсы, объединять усилия социальных движений с движениями в защиту экологии, налаживать коммуникации между сообществами мигрантов и городами солидарности. Мы должны помнить, что с ожесточением экологического кризиса неизбежно произойдет подрыв системы защиты прав человека.

Начать можно с малого — например, приняв участие в жизни локальных сообществ. Просто спросите соседей, не нуждаются ли они в чем-то и не бойтесь выражать свое мнение, чтобы достучаться до политиков и сообщить им: бездействовать больше нельзя».

Сторонники организации Sea-Watch демонстрируют солидарность с капитаном Ракете, 6 июля 2019

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Getty Images