You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Станет ли инстаграм без лайков более «здоровым»

Эксперты в психологии и блогосфере рассказали Vogue о последствиях скандального апдейта

Станет ли инстаграм без лайков более «здоровым»

Нью-Йорк, 2019. Фото: Jonathan Daniel Pryce

Инстаграм появился в App Store в октябре 2010 года — и вот, спустя почти десять лет после того, как социальная сеть приучила нас пристально следить за лайками каждого поста, руководство компании намеревается спрятать количество «сердечек» от пользователей. Официально об этом объявлено не было: новый интерфейс пока только тестируется в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Японии, Бразилии, Ирландии и Италии, но сам факт, что задействованы пользователи уже семи стран, наталкивает на мысль, что апдейт распространится на весь мир. По задумке компании он должен облегчить переживания пользователей по поводу того, скольким людям понравились их фотографии и видео.

Такое радикальное, на первый взгляд, нововведение нельзя назвать неожиданным: десятки научных исследований подтверждали, что погоня за лайками в инстаграме негативно влияет на психику людей. Вместе с экспертами мы попытались разобраться, поможет ли новый интерфейс уменьшить вред от социальной сети.

Бывший сотрудник Google Тристан Харрис, которого часто называют «совестью Кремниевой долины», сегодня открыто выступает против существующего дизайна соцсетей: по его словам, они специально создавались, чтобы поглощать как можно больше времени человека, эксплуатировать его слабости и манипулировать им. Харрис утверждает, что система лайков выстроена так, чтобы вызывать у пользователя азарт и захватывающие чувства, которые знаменитый программист Джастин Розенштейн, создатель кнопки Like для Facebook, назвал «вспышками псевдоувольствия». Как знаменитые собаки Павлова, мы намеренно были приучены получать позитивные эмоции в инстаграме, и чуть измененный дизайн вряд ли заставит нас перестать искать чужого одобрения.

В новом интерфейсе лайки ставить можно, но их количество сможет узнать только создатель поста: под видео или фото отображается надпись, что оно понравилось какому-то одному пользователю и «другим» — чтобы узнать точное количество лайкнувших, автору нужно нажать на этот текст. При этом его подписчики эту цифру увидеть никак не смогут — для них под постом будет отображаться только текст. Хотя глава Instagram Адам Моссери утверждает, что это поможет людям «сфокусироваться на снимках и видероликах, а не количестве лайков», нововведение не может этого гарантировать. Даже в таком интерфейсе человек может расстроиться из-за того, что его селфи не оценили — ведь он все равно видит реакцию подписчиков на свой контент.

Что говорят психологи

Доктор Хелен Шарп, клинический психолог, специализирующийся на подростках, говорит, что сейчас невозможно понять, как новый интерфейс влияет на пользователей — компания пока не поделилась никакими итогами эксперимента. Но по ее мнению, скорее всего, позитивный эффект есть — иначе технологию, впервые введенную в Канаде в мае этого года, не стали бы внедрять в других странах. «Что нам действительно нужно сейчас, так это авторитетные исследования и точные данные о поведении пользователей нового инстаграма, — говорит она, — только опираясь на них, мы сможем принимать правильные решения и в конце концов превратить соцсети в исключительно полезный и позитивный инструмент».

По мнению Шарп, апдейт инстаграма «скорее полезен, чем вреден», но куда более эффективным было бы развитие у подростков критического мышления и способности анализировать увиденное, а не принимать все на веру. Психотерапевт Барбара Волкар, которая работает с пациентами, страдающими от депрессии, тревожности и зависимостей, тоже считает, что новый интерфейс вряд ли что-то изменит. «Проблема не в лайках, — уверяет Барбара, — а в псевдоидеальном, «вдохновляющем» контенте. Он заставляет вас чувствовать себя несовершенными, играет на неуверенности — и это помогает сделать из вас податливого покупателя и быстро получить выгоду».

Нью-Йорк, 2018. Фото: Jonathan Daniel Pryce
Нью-Йорк, 2018. Фото: Jonathan Daniel Pryce

Новая система отображения лайков на сам контент не повлияет: она не заставит людей удалить со смартфона Facetune и перестать ретушировать свои идеальные селфи. А ведь именно такой визуал сильно влияет на пользователей: согласно докладу британской благотворительной организации Girlguiding, изучающей психологию женщин, больше половины опрошенных девочек в возрасте от 11 до 21 года хотели бы походить на тех, кого видят в медиа и соцсетях.

Как реагируют инфлюенсеры

В первую очередь нововведение инстаграма должно облегчить жизнь обычных пользователей, но не менее интересно, как апдейт повлияет на инфлюенсеров и всех, кто использует соцсеть для бизнеса. Австралийский блогер Джем Вулфи, за аккаунтом которой следят 2,7 миллиона человек, отреагировала на обновленный интерфейс негативно и попросила подписчиков писать комментарии вместо того, чтобы ставить лайки. «Комментарии будут меня мотивировать, — объяснила она в посте. — Я понимаю, что на них уходит больше времени, чем на то, чтобы дважды прикоснуться к экрану, но так я лучше смогу понять, что вам интересно, а что нет».

Джесси Буш, Рене Хаффман, Элизабет фон дер Гольц, Либби Пейдж и Габриэль Корн на показе Hellessy осень-зима 2019 в Нью-Йорке
Джесси Буш, Рене Хаффман, Элизабет фон дер Гольц, Либби Пейдж и Габриэль Корн на показе Hellessy осень-зима 2019 в Нью-Йорке

Клэр Бирн, руководитель VIP-направления в компании ITB, занимающейся подбором инфлюенсеров для крупных рекламных проектов, считает, что с новой системой может поменяться отношение к комментариям и сторис. По ее словам, с исчезновением лайков даже короткие фразы подписчиков, оставленные под постом, будут на вес золота — скорее всего, они и станут важнейшей метрикой для пиарщиков и инфлюенсеров. А также нас ожидает еще больше сторис: пользователи все чаще будут «рекламировать» там свои посты.

В остальном, уверяет Бирн, апдейт на бизнес не повлияет. «Тяжело будет только тем, кто покупал фейковых подписчиков, — говорит она. — Самим инфлюенсерам ведь будет доступна вся статистика по лайкам и вовлечению, и они смогут, как и раньше, предоставлять ее брендам. За блогеров Бирн не переживает: «Соцсети построены на глубинном желании пользователя получить одобрение других людей, и с апдейтом оно не исчезнет», — объясняет она.

Читайте также: Только для девочек: 6 вдохновляющих инстаграм-аккаунтов

комментарии