You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Виртуальная реальность Марины Абрамович

Сегодня на Art Basel в Гонконге художница показывает свой первый VR-перформанс

Виртуальная реальность Марины Абрамович

Марина Абрамович

Легенда современного искусства никогда не отказывает себе в удовольствии удивить публику неожиданным подходом к перформансу. Сегодня на ярмарке Art Basel в Гонконге она представит очередное тому доказательство — свою новую работу, основанную на технологии виртуальной реальности.

Виртуальная реальность Марины Абрамович

Гонконгский выставочный центр Convention & Exhibition выходит окнами прямо на бухту Виктория — оплот единения старого и нового, традиций и инноваций. То же «противостояние» можно наблюдать и внутри экспозиционного пространства, где посетители двенадцатой по счету выставки Art Basel Hong Kong сталкиваются сразу с двумя мирами — реальным и виртуальным. Второму в этом году отдана чуть ли не большая роль: сразу несколько художников, в числе которых Юй Хун и Цао Фэй из Китая, а также Аниш Капур и Марина Абрамович, показывают работы на стыке двух параллелей.

По словам Абрамович, ее новый VR-проект — это своеобразное противопоставление ее же ранним работам и знаменитому методу «забросить подальше компьютер, часы и вообще любую технику, чтобы освободиться от сторонних знаний и найти единение внутри себя». Легендарная перформанс-художница (а также муза новоиспеченного креативного директора Burberry Риккардо Тиши и Леди Гаги) присутствует на гонконгском Art Basel лишь виртуально: физически она сейчас в Европе, готовится к собственной ретроспективе в лондонской Королевской академии художеств. Выставка должна открыться не раньше 2020 года, но, будучи первой за всю 250-летнюю историю академии женщиной, удостоенной подобной чести, Абрамович намерена представить нечто грандиозное. Пока известно лишь то, что арт-шоу в ее честь не будет включать фотографии и VR-работы, — по ее собственным словам, она сосредоточится на более осязаемых формах, которые представят ее видение вопросов жизни и смерти.

Виртуальная реальность Марины Абрамович

И хотя, по ее мнению, искусство «должно пробуждать и обращаться к душе», на этот раз она почувствовала необходимость в использовании VR-технологий: цель художницы — показать, какое сильное воздействие человечество оказывает на окружающую среду. «Ученые говорят, что в ближайшие 70 лет изменение климата может спровоцировать серьезные проблемы, — говорит Абрамович, имея в виду, в частности, повышение уровня Мирового океана, который, по прогнозам специалистов, увеличился вдвое за последние 20 лет. — Но мы никогда не принимаем эти предупреждения всерьез. Я подумала, что стоило бы создать такой проект, с помощью которого люди смогли бы на себе испытать последствия всех этих изменений и который, возможно, мог бы изменить их сознание».

В начале инсталляции Rising вы увидите стеклянный резервуар с «замурованной» в нем Абрамович, он постепенно наполняется водой. Художница протягивает к зрителю руки и словно призывает его подойти ближе, после чего он оказывается в придуманном ею мире будущего. Внутри инсталляции — расползающиеся в разные стороны огромные айсберги; глыбы льда падают в океан, чем провоцируют повышение уровня воды у вас под ногами. Впечатления невероятные — чувство паники смешивается с восторгом от эффектности происходящего.

Виртуальная реальность Марины Абрамович
Марина Абрамович, кадр из работы Rising, 2017

Пока что ознакомиться с этим арт-проектом, созданным с помощью системы виртуальной реальности Vive, можно только в рамках Art Basel Hong Kong, но в планах на ближайшие месяцы — сделать ее доступной для скачивания, чтобы любой человек в любой точке мира мог пережить этот опыт лично. Особенно дети: поколение, которому придется непосредственно столкнуться с последствиями климатических изменений. «Большинство видеоигр для детей имеет в своей основе идею насилия, — говорит Абрамович, а затем вспоминает другой опыт столкновения с виртуальной реальностью в Японии пару лет назад. — Я была в роли пожарного, и моей задачей было войти в горящее здание, чтобы спасти людей. Я была поражена этой видеоигрой, потому что в ней заложен невероятный призыв к доброте. Когда вы творите нечто хорошее, вы начинаете чувствовать себя совершенно другим человеком». Именно эта игра вдохновила Абрамович на проект Rising.

Художница далеко не в первый раз использует собственное тело на благо искусства. В 2010 году ради перформанса The Artist is Present в музее MoMA она на протяжении почти трех месяцев каждый день по восемь часов сидела в зале напротив пустого стула, куда мог сесть любой посетитель, чтобы посмотреть художнице прямо в глаза. Более шокирующей была работа Rhythm 0 1974 года, которую Абрамович представила в галерее в Неаполе, — шесть часов она стояла неподвижно, в то время как зрители могли делать с ней все что угодно, используя один из 72 представленных рядом предметов, от перышка до заряженного пистолета. Целью работы было узнать, насколько далеко могут зайти люди. Rising, конечно, не столь опасна для жизни художницы, но работа над ней требовала определенных усилий — Абрамович действительно пришлось провести несколько часов в заполненном водой стеклянном кубе, чтобы создать реалистичное VR-изображение самой себя.

Виртуальная реальность Марины Абрамович
Марина Абрамович, кадр из работы Rising, 2017

Она не единственная, кто видит потенциал VR-технологий в мотивации людей в чем-то стать лучше. Берлинский художник Timur Si-Qin на Art Basel Hong Kong тоже показывает работу на базе виртуальной реальности, которая «должна служить инструментом коммуникации в решении проблем окружающей экосистемы».

По словам директора Art Basel Марка Шпиглера, набирающие обороты отношения между искусством и современными технологиями — классический пример того, что противоположности притягиваются друг к другу. «Художники думают более абстрактно, в то время как ученые привыкли к более прямолинейному мышлению, — говорит Шпиглер. — Когда вы объединяете два эти подхода, получается нечто принципиально новое. Технологии становятся все более просты в использовании, и теперь вам не нужно быть программистом, чтобы работать с ними. Думаю, сейчас мы наблюдаем лишь начало большого сотрудничества этих противоположных на первый взгляд миров».

из
Виртуальная реальность Марины Абрамович

Юй Хун, кадр из работы She`s Already Gone, 2017

Виртуальная реальность Марины Абрамович

Аниш Капур, кадр из работы Into Yourself, 2018


Так почему на этот раз Марина Абрамович выбрала именно виртуальную реальность в качестве инструмента коммуникации с публикой? Она признается, что у этой технологии есть свои плюсы и минусы. Она может излечить (не так давно VR начали тестировать в качестве обезболивающего), но также может привести к ситуации, когда обычные, физически присутствующие в пространстве люди просто перестанут быть нужны. Тем не менее Абрамович уверена: виртуальная реальность — то, что станет частью ее арт-наследия.

Ярмарка Art Basel Hong Kong будет открыта для публики до 31 марта.

Виртуальная реальность Марины Абрамович
комментарии