You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться

Suzy Menkes

Международный редактор VOGUE Сьюзи Менкес — один из самых известных в мире модных критиков. На протяжении 25 лет работавшая обозревателем International Herald Tribune (теперь The International New York Times), сегодня она пишет только для VOGUE — обо всем, что происходит в мировой моде

Бесценные кадры

Сьюзи Менкес — о выставке, посвященной Хорсту П. Хорсту в лондонском Музее Виктории и Альберта

7 Сентября 2014

Мюриэл Максвелл на обложке американского Vogue, 1 июля 1939 года
Мюриэл Максвелл на обложке американского Vogue, 1 июля 1939 года
Черно-белые линии, похожие на часть чертежа, пересекают стены, продолжая геометричные узоры пола. Они тянутся между обрамленными фотографиями грациозных моделей и пышных платьев, надетых на манекены.

На открытии выставки в Музее Виктории и Альберта одна из стен декорирована объемными, массивными буквами, которые складываются в имя: Х О Р С Т.

Экспозиция чествует фотографа, начинавшего работать в стиле Баухауза, но посвятившего более 60 лет плодотворного творчества Высокой моде.

Выставка, получившая название «Хорст: фотограф моды», продлится до 4 января. Она стала триумфом куратора Сюзанны Браун, которой удалось с точностью и предельной ясностью представить этапы жизни и творчества фотографа.

Экспозиция открывается самыми известными фотографиями Хорста с эффектом кьяроскуро, элегантной игрой света и тени, сделавшей его знаменитым в тридцатые годы.
Вечернее платье и шляпка от Schiaparelli, 1947 г.
Вечернее платье и шляпка от Schiaparelli, 1947 г.
Затем выставка рассказывает о близости Хорста к кругу сюрреалистов и Сальвадору Дали, а также представляет строгие портреты звезд раннего кинематографа Риты Хейворт и Джинджер Роджерс. Заключительная — и самая яркая — часть выставки состоит из 94 обложек VOGUE и 25 огромных фотографий из архива Condé Nast. 

Эта увлекательнейшая инсталляция чрезвычайно информативна, однако ее смысловая часть отнюдь не утомляет.
Костюмы Сальвадора Дали к балету «Вакханалия» Леонида Мясина, 1939 г.
Костюмы Сальвадора Дали к балету «Вакханалия» Леонида Мясина, 1939 г.
Небольшую часть выставки Сюзанна Браун посвятила эротизированным фотографиям из личного архива Хорста, которые изображают сплетения мускулистых мужских тел и предваряют более откровенные снимки Роберта Мапплторпа тридцать лет спустя, в восьмидесятые. Я не могла не обратить внимание на то, что эти «скульптурные фотографии» позаимствованы из частной коллекции Элтона Джона и Дэвида Ферниша.

Несмотря на то что я никогда не работала с Хорстом, у меня особое отношение к этому фотографу. Когда я собирала сведения для своей книги «Виндзорский стиль», посвященной герцогу и герцогине Виндзорским, Валентин Лоуфорд, спутник жизни Хорста на протяжении многих лет, пригласил меня в их дом в бухте Ойстер на Лонг-Айленде. В их доме все было пропитано духом модернизма, который увлек Хорста со времени обучения у Корбюзье в 30-х.

В лаконичном, выверенном стиле дома в бухте Ойстер встречались тем не менее и романтические нотки: картины Кристиана Берара, пестрые тунисские коврики и великолепный тенистый сад.
Портрет Уоллис Симпсон работы Хорста, включенный в мою книгу «Виндзорский стиль»
Портрет Уоллис Симпсон работы Хорста, включенный в мою книгу «Виндзорский стиль»
Валентин Лоуфорд и тогда был все тем же стопроцентным англичанином, служащим Министерства иностранных дел, как и в 1947-м, когда он и Хорст полюбили друг друга. Вместе с ним мы разбирали коробки из-под обуви, заполненные фотографиями, рассматривали портреты герцогов Виндзорских и снимки их парижского дома, в котором предметы королевского обихода, сохранившиеся у герцога и после отречения от престола, сосуществовали с мопсами Уоллис: фарфоровыми статуэтками Мейсенской мануфактуры и живыми, сидевшими у ее ног.

Большая часть работ Хорста широко известна, его культовые фотографии похожи на старых знакомцев, как, например, портрет Коко Шанель, полулежащей на софе, на котором ее точеный профиль приобретает мягкие очертания, а глаза с нежностью смотрят мимо зрителя; или фотография Марлен Дитрих в строгом черном костюме и шляпе c чуть прикрытыми глазами под тяжелыми веками.
Марлен Дитрих, Нью-Йорк, 1942 г.
Марлен Дитрих, Нью-Йорк, 1942 г.
И, разумеется, его снимок, который действительно завоевал статус иконы, фотография кружевного корсета от Mainbocher. Эта фотография — последняя из сделанных в Париже перед побегом Хорста в Нью-Йорк в начале Первой мировой войны.

Легендарны и его модели, некоторые из которых были светскими дамами, как, например, Глория Вандербилт, нью-йоркская красавица с пухлыми губами, сфотографированная Хорстом в 1941-м, или популярная шведская модель Лиза Фонсагривс, одинаково элегантная как в леопардовом пальто Molyneux, так и в классическом черном платье Chanel.

Куратор называет Хорста «кудесником света». Сюзанна Браун обнаружила и представила на выставке разные версии красивых и знакомых фотографий для того, чтобы процесс создания портрета стал более понятен зрителю. К примеру, в 1946-м Хорст сфотографировал, как Кармен Делль’Орефайс делают массаж лица. Вначале он запечатлел ее просто в анфас, а затем под углом, что добавило снимку необычности. Именно второй вариант и был опубликован позднее.

В каталог выставки включено интервью с Делль’Орефайс, с единственной ныне живущей моделью Хорста, в котором она рассказывает, как фотограф рассмотрел в ее чертах классическую красоту.

Одежда, которая включена в экспозицию и размещена перед зеркальной стеной, создана дизайнерами эпохи Хорста: среди прочего Chanel, Lanvin, Maggy Rouff и Vionnet. Это не всегда те же модели, что и на фотографиях, но они очень на них похожи своими холодными металлическими оттенками, лентами и силуэтом. Размеры одежды настолько малы, что пришлось изготовить специальные манекены.

После первой, спокойной части экспозиции, которая представляет эксперименты Хорста со светом и тенью, зал, посвященный влиянию Дали,  кажется смелым, ярким и шокирующим. Эта часть выставки, рассказывающая о сотрудничестве Хорста с Эльзой Скьяпарелли и Сальвадором Дали, подчеркивает, как тесно разные виды искусства переплетались между собой в Париже в благодатный период между двумя мировыми войнами.
Корсет Detolle для Mainbrocher, 1939 г.
Корсет Detolle для Mainbrocher, 1939 г.
Выставка не прекращает удивлять: на ней, кроме всего прочего, можно увидеть наброски знаменитой фотографии корсета Mainbocher, сделанные Хорстом. Альбомы других его рисунков можно пролистать в формате электронных книг. 

Другое техническое новшество двадцать первого века — электронный каталог, благодаря которому можно получить немедленный доступ к фотографиям домов и садов, сделанных Хорстом (в том числе и его собственного). Одно лишь прикосновение к экрану открывает целые выпуски журналов, в которых эти изображения публиковались.

Я думаю, было бы замечательно представить в цифровом виде и полную версию журналов VOGUE, обложки для которых создавал Хорст. Первый раз он сделал это в 1935 году, и его моделью была княгиня Щербатова, одетая в красное бархатное платье.
Платье Hattie Carnegie, 1939 г.
Платье Hattie Carnegie, 1939 г.
Некоторые кадры Хорста меня поразили: так, его фотографии послевоенного периода тяготеют к пейзажным, среди них много снимков природы, растений, ракушек и камней. Хотя о привязанности Лоуфорда и Хорста к их саду в бухте Ойстер я знала всегда.

Когда же вам кажется, что эта насыщенная выставка приближаются к концу, в ней обнаруживаются новые сюрпризы: документальный фильм о том, как Хорст руководит съемкой. В этом фильме Хорст предстает тем самым молодым немецким мальчиком, талант которого покорил Лучано Висконти и барона Жоржа Хойнингена-Хьюэна. Последний оказывал своему протеже покровительство до тех пор, пока Хорст не превзошел его в мастерстве.
Хорст фотографирует Лизу Фонсагривс, 1949 (кадр из фильма Роя Стивенса Time Life  Pictures) — Getty Images
Хорст фотографирует Лизу Фонсагривс, 1949 (кадр из фильма Роя Стивенса Time Life Pictures) — Getty Images
У меня нет достаточных знаний о фотографии, чтобы оценить, как Хорст применял методы платиновой и палладиевой печати.

Однако любой любитель искусства, фотографии и моды будет поражен глубиной и сложностью легкомысленного, казалось бы, творчества и тем, как талантливо его представил Музей Виктории и Альберта.
Тенденции летнего сезона в американском Vogue, 15 мая 1941 г.
Тенденции летнего сезона в американском Vogue, 15 мая 1941 г.

Instagram @SuzyMenkesVogue
Twitter @SuzyMenkesVogue
Facebook.com/SuzyMenkes

смотрите ТАКЖЕ

Китайский квартал
Афиша

Китайский квартал

18 ноября в Гонконге открылась выставка Pradasphere

Былое время
Brides

Былое время

Vintage Glamour In London's East End — новый альбом о моде прошлых лет, посвященный влиянию золотого века Голливуда на невест из не самых благополучных районов Лондона

Yohji Yamamoto: прелестный беспорядок в одежде
русский

Yohji Yamamoto: прелестный беспорядок в одежде

Неделя моды в Париже: день третий

еще в разделе Suzy Menkes

Бесценные кадры

Сьюзи Менкес: Coach S/S 2015

Неделя моды в Нью-Йорке: день первый

Бесценные кадры

Сьюзи Менкес: Jason Wu S/S 2015

Неделя моды в Нью-Йорке: день первый

Бесценные кадры

Элитное общество Коко Шанель

Угловатые формы как способ передать атмосферу ревущих двадцатых

комментарии /

самое популярное

Украшения Boghossian, вдохновленные старинными шедеврами
Украшения Украшения Boghossian, вдохновленные старинными шедеврами

Потомственные мастера коллекционируют старинные драгоценности и возрождают сложнейшие техники прошлого. Результат — предметы высокого ювелирного искусства вне категорий, которые сейчас ждут новых владельцев на парижской Биеннале антикваров

6 самых модных и красивых фильмов 1980-х
Кино 6 самых модных и красивых фильмов 1980-х

Смелые и дерзкие героини Шон Янг, Настасьи Кински и Вайноны Райдер


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru