You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. Suzy Menkes
  2. Suzy Menkes

Suzy Menkes

Международный редактор VOGUE Сьюзи Менкес — один из самых известных в мире модных критиков. На протяжении 25 лет работавшая обозревателем International Herald Tribune (теперь The International New York Times), сегодня она пишет только для VOGUE — обо всем, что происходит в мировой моде

Новое поколение учится традиционным ремеслам в мастерских Chanel

В мастерских Métiers d’Art я наблюдала, как забытые ремесла возрождаются ради Высокой моды

Наряд Maison Lemarié для весенней коллекции Chanel Haute Couture 2014 года © lejournalflou.com

В восьмидесятые, когда в моде торжествовали роскошь и неумеренность, мне довелось побывать в мастерской Франсуа Лесажа. Я очень хорошо помню, как это было. Его мастерская состояла из темных, тесных комнат, в которых на истертых деревянных полках стояли банки из-под варенья, наполненные лентами и пуговицами. Мастер вышивки, известный на весь мир, показал мне тогда и содержимое ящичков своего комода: внезапно он извлек на свет божий кусок ткани и торжествующе воскликнул: «Скьяпарелли!»


Затем мне приходят на память Андре Лемарье и его мастерская в кабаре «Фоли-Бержер», похожая на запутанный лабиринт и усыпанная перьями. С перьями Андре обращался бережно, словно они были не театральным антуражем, а драгоценностями.


Chanel изменили все!


Просторные помещения мастерских в Пантене

В светлые и просторные мастерские Métiers d’Art в районе Пантен на окраине Парижа я прихожу именно в то время дня, когда они залиты светом. С тех пор как Chanel решили заняться сохранением традиционных французских ремесел и выкупили знаменитые фирмы вроде Lesage и Lemarié, талантливые мастера работают в больших помещениях с огромными окнами.


Вышивка Лесажа для накидки «Феб», созданной Эльзой Скьяпарелли в 1938 году

Первое, что бросилось мне в глаза в этих мастерских, открытых в январе 2013-го, — изысканные коробки Chanel, сменившие собой потрепанные картонные ящички Лесажа. Затем я с удивлением отмечаю возраст здешних мастеров: они очень молоды! А кроме того, здесь старинные ремесла осваивают не только девушки, но и молодые люди.


Молодые мастера за работой

Перед своим визитом я изучила изысканные наряды с элементами вышивки из модных архивов: ранние творения Эльзы Скьяпарелли и платья Валентино из осенних и весенних коллекций.


Мне не терпелось увидеть, как же работает «фабрика ручного производства» в Пантене.


Новые коробки для вышивок Lesage

Никто не понимает в вышивке лучше Юбера Баррера, креативного директора Дома Lesage. Искусная вышивка на творениях кутюрье со всего мира — именно его заслуга, и после смерти Франсуа Лесажа в декабре 2011 года фирму возглавляет он.


При ближайшем рассмотрении оказывается, что изысканной вышивкой можно украсить любую ткань: как тончайший шелк, так и плотный бархат. Может быть, даже кроссовки Chanel Haute Couture.


Юбер Баррер, креативный директор Maison Lesage, перед эскизами моделей для осенней коллекции Chanel Haute Couture 2014 года © lejournalflou.com

После показа Chanel в Зальцбурге месье Баррер сказал, что работа над коллекцией Métiers d’Art стала настоящим праздником для него и его команды, потому что у них было «достаточно времени, чтобы подумать».


«Это был подарок для нас, — рассказал он. — Карл просто упомянул Зальцбург, доверив остальное нам. Мы же читали о Моцарте, фон Хофманстале, зальцбургском музыкальном фестивале… Даже пересмотрели «Отель «Гранд-Будапешт». Мы изучили биографию императрицы Сисси и посмотрели фильм с Роми Шнайдер о ней. Нас интересовало все, что поэтично, романтично, но вместе с тем радостно и празднично. Нам хотелось, чтобы вышитые цветы и бабочки не только напоминали об эпохе империи, но и выглядели в духе пасторалей».


Изысканная вышивка Lesage

В итоге декоративные детали получились заметными, но отнюдь не броскими, не вульгарными. Я с трудом поверила, что модель, непринужденно прошедшая на показе вместе с маленьким мальчиком, демонстрировала жакет, на отделку которого ушло 330 часов: для воротника потребовалась золотая пряжа, линия талии и рукава украшены золотистыми пайетками.


Платье Le Jardin d’Eden, Valentino Couture, весна 2014

Не удивительно, что Бруно Павловски, президент моды Chanel, сказал мне в Зальцбурге, что коллекция близка к Haute Couture.


Вышивальщицы Lesage за работой © lejournalflou.com

А месье Баррер поразил меня, заявив, что больше всего он ценит простоту.


«Люди убеждены, что вышивка должна быть очень дорогой и замысловатой, но ведь она может быть простой и оригинальной. Оригинальность-то мне и нравится», — сказал знаток вышивки, напомнив о работе своей команды для показа Métiers d’Art в Эдинбурге, который стал знаковым в истории Chanel. Прошлогодний показ в Далласе был, как он выразился, «классическим вестерном», а коллекция, представленная в Бомбее, задумывалась как «нежная, но с металлическим отблеском» без типичных аллюзий на «страну махараджей».


Деталь орнамента, созданного мастерами Lemarié для коллекции Métiers d’Art 2014/15, который состоит из перьев, кожаных цветов и бусин © CHANEL

Затем я отправилась посмотреть на перья Lemarié. Пышные связки перьев, похожие на гнезда райских птиц, выглядели совсем как на показе Chanel в Зальцбурге.


Кроссовки, расшитые мастерами Дома Lesage для весенней коллекции Chanel Haute Couture 2014 года © lejournalflou.com

Я спросила у Надин Дюфа, директора по менеджменту в Lemarié и Lognon, сколько сотрудников работает с перьями, и была поражена ее ответом: «От шестидесяти человек в обычное время до ста десяти в период перед показом». Но она напомнила мне, что помимо перьев они производят и цветы, создавая до 40 000 камелий Chanel в год.


Наряд Maison Lemarié для весенней коллекции Chanel Haute Couture 2014 года © lejournalflou.com

«Это смесь разных savoir-faire», — сказала мадам Дюфа, употребив для слова «навыки» французский эквивалент.


Образцы вышивки Lesage для осенней коллекции Chanel Haute Couture 2014 года © lejournalflou.com

Поставив передо мной коробку перьев, она рассказала, как мастера воплощали в жизнь идею Карла Лагерфельда — сделать рисунок на ткани из перьев разных размеров и текстур. Именно так получились изысканные топ и юбка Mountain Landscape: орнамент создан из гусиных перьев, кожи, шерстяных цветов, бусин и кристаллов; на рукава топа нашиты атласные складки, цветы в форме звезд и незабудки из кожи и бусин.


Перья Lemarié © lejournalflou.com

Общее время работы над комплектом составило 378 часов.


Конечно, главное достоинство этих вещей с точки зрения моды состоит в том, что они не выглядят тяжелыми и броскими, их декоративные детали гармонично вписываются в общий дизайн.


Работа Maison Lemarié для осенней коллекции Valentino Couture © lejournalflou.com

В Зальцбурге мне понравились легкомысленные тирольские шляпки, украшенные страусиными, петушиными перьями и лентами из черного фетра Maison Michel. Но, побывав в мастерских Chanel в Пантене, я поняла, что и их сделать не так-то просто.


Сито с перьями в мастерской Lemarié

Я понаблюдала за работой шляпника Шариффа Хисонда, и он напомнил мне шеф-повара какого-нибудь трехзвездочного ресторана: он растягивал фетр, плескал на него воду, вновь растягивал, а в конце концов помещал его в гигантскую печь, чтобы зафиксировать форму.


Мастерская Lemarié © lejournalflou.com

Когда в 2012-м Карл устраивал показ Métiers d’Art в руинах шотландского замка, я наведалась в мастерские Barrie Knitwear, ведущего производителя кашемира. Из-за природных условий мастерские должны находиться на берегу реки Твид, поэтому кашемир и твид (основа легендарных жакетов Chanel) могут производиться только в Шотландии, а не во Франции.


Витрина с камелиями Chanel в мастерской Lemarié

Однако в ателье в Пантен работает гораздо больше людей, чем в мастерских Barrie Knitwear. И я уверена, что работы у них будет предостаточно: например, Montex в ближайшее время точно будут заняты производством туфель-лоферов, расшитых эдельвейсами, синельной пряжей и сверкающими бусинами. Эти туфли могут стать таким же хитом, как и кроссовки Chanel.


Эскизы лепестков для камелии Chanel, украшенные жемчугом (Maison Lemarié) © lejournalflou.com

И, конечно же, меня восхитили ювелирные украшения от Maison Desrues: ожерелье-ошейник из бархата, украшенное традиционной австрийской вышивкой, эмалированным стеклом и филигранным металлическим сердечком, появилось в одном из самых запоминающихся образов коллекции — в сочетании с кожаными шортами, похожими на традиционные тирольские штаны Lederhosen, высокими чулками и лоферами, расшитыми эдельвейсами.


Мастера Maison Lemarié вырезают лепестки разогретым резцом © lejournalflou.com

Я покинула мастерские в Пантене в приподнятом настроении: за сохранение традиционных ремесел борются не только Chanel, но и молодое поколение мастеров.


Заключительный этап работы над шляпами для осенне-зимней коллекции Chanel 2014/15

Наверное, где-то там, наверху, Франсуа Лесаж вышивает для ангелов и радуется, что его дело на земле в надежных руках.


Шарифф Хисонд растягивает шляпу на деревянной болванке © lejournalflou.com

Instagram @SuzyMenkesVogue
Twitter @SuzyMenkesVogue
Facebook.com/SuzyMenkes

комментарии

подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad