You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться

Suzy Menkes

Международный редактор VOGUE Сьюзи Менкес — один из самых известных в мире модных критиков. На протяжении 25 лет работавшая обозревателем International Herald Tribune (теперь The International New York Times), сегодня она пишет только для VOGUE — обо всем, что происходит в мировой моде

Прежде всего ноги

Искусство и наука у ног Сальваторе Феррагамо

25 Августа 2014

Инсталляция о равновесии на выставке «Эквилибриум» в музее Сальваторе Феррагамо
Инсталляция о равновесии на выставке «Эквилибриум» в музее Сальваторе Феррагамо

За внимание зрителя соревнуются две бронзовые ступни, покрытые тонким слоем позолоты (одна уцелела со времен Древнего Рима, вторую создал Анри Матисс), обезьяньи лапки, высокий подъем балерины и крошечные ступни ребенка, делающего первые шаги.

Побывав на увлекательнейшей выставке «Эквилибриум» во флорентийском музее Сальваторе Феррагамо, я узнала все о человеческой ступне и ее функциях.

Слева: нога статуи богини Ники из позолоченной бронзы (2 век до н. э.) с форума Августа; справа: Etude de pied Анри Матисса (1909)
Слева: нога статуи богини Ники из позолоченной бронзы (2 век до н. э.) с форума Августа; справа: Etude de pied Анри Матисса (1909)

Тема была для меня особенно острой: я все еще прихрамывала после падения во время показа Dolce & Gabbana на Капри. В музей я пришла с перевязанной и распухшей ногой.

Впрочем, чтобы оценить выставку, одновременно информативную и увлекательную, вовсе не обязательно предварительно себя травмировать. Меня позабавили модели наших неуклюжих и лохматых предков, приматов, за которыми тянется цепочка следов (этим отпечаткам ступней, найденным в Африке, более 3,6 млн лет).

Спортивные детские туфельки, названные Primi passi, что на итальянском значит «первые шаги», сделанные из телячьей кожи и оснащенные нескользящими кожаными подошвами — Arrigo Coppitz
Спортивные детские туфельки, названные Primi passi, что на итальянском значит «первые шаги», сделанные из телячьей кожи и оснащенные нескользящими кожаными подошвами — Arrigo Coppitz

Крошечные ботиночки из телячьей кожи с подошвами, предотвращающими скольжение, растрогали меня до слез. Их Сальваторе Феррагамо сшил в 1946 г. для своего сына Ферруччо, который теперь возглавляет семейное дело.

Меня воодушевили фигуры, акробатично вращающиеся в воздухе: «мобили» Александра Колдера и фотографии цирка (вечный источник вдохновения Феррагамо). Неприятным показалось появление известных личностей на кинопленке: деловито ступающего Джона Кеннеди, совершающего паломничество Махатмы Ганди, марширующего Адольфа Гитлера.

Джеймс Дин в танцевальном классе Кэтрин Данхэм, Нью-Йорк, 1955 — Magnum Photos
Джеймс Дин в танцевальном классе Кэтрин Данхэм, Нью-Йорк, 1955 — Magnum Photos

Наибольшее же восхищение у меня вызвали кураторы Equilibrium — Стефания Риччи, директор и архивариус музея, и арт-критик Серджо Ризалити. Коллекция арт-объектов и документальных материалов со всего мира, которую им удалось собрать, действительно впечатляет: тут и иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, позаимствованные из Флорентийской национальной библиотеки, и скульптуры Эдгара Дега из парижского музея д'Орсе.

Бронзовая статуэтка Эдгара Дега из музея дОрсе — Hervé Lewandowski
Бронзовая статуэтка Эдгара Дега из музея дОрсе — Hervé Lewandowski

Особенно удачным получился раздел, посвященный танцу, здесь ножка предстает во всем своем изяществе: в нежных портретах босых танцовщиц Дега и графических зарисовках XV века в стиле Рафаэля.

Но основа (или, если угодно, подошва) всего этого — несомненно сам Сальваторе Феррагамо.

Сальваторе Феррагамо и его жена Ванда. Фотография сделана в 30-е, примерно тогда, когда они поженились.
Сальваторе Феррагамо и его жена Ванда. Фотография сделана в 30-е, примерно тогда, когда они поженились.

«Всю свою жизнь он провел изучая человеческую анатомию и строение ноги», — объяснила Стефания Риччи, показывая мне модели обуви, которые дизайнер разработал в результате своих научных опытов.

Разработка модели с 11 вариантами каблука — Arrigo Coppitz.
Разработка модели с 11 вариантами каблука — Arrigo Coppitz.

Заявки на патент: слева: пуанты с конусообразным носком, закрепленным по бокам и фиксирующим пальцы ног. Справа: «аркообразная» модель подошвы. На основе своих опытов Феррагамо изобрел инновационный стальной стержень, который призван поддерживать подошвенную «арку» и позволяет ноге двигаться подобно перевернутому маятнику. Стальной стержень, запатентованный в 1929 году, был одним из важнейших нововведений и применяется в фирме Ferragamo до сих пор. 


Как истинный итальянец, выросший в окружении архитектурных памятников Ренессанса, Феррагамо применил основной принцип архитектуры Возрождения к туфлям: подобно тому, как арка держит вес всего здания, «арка» между носком и каблуком держит вес человека.

Мэрилин Монро была одной из голливудских знаменитостей, кому довелось насладиться результатами опытов Сальваторе. Его попытки достичь устойчивости на различных по высоте каблуках имели научную основу, но превратились в форму искусства.

Слева: красные кожаные туфли-лодочки (реплика патентованной модели, созданной для Мэрилин Монро в пятидесятые). Справа: модель-заготовка, сделанная Феррагамо по ноге Мэрилин Монро. Пометки на ней говорят о том, сколько разных туфель Сальваторе сделал для голливудской знаменитости.

Феррагамо, «обувавший звезд», понимал, что вес всего тела вертикально давит на точку подъема на ступне.

Глядя на хрупкую бронзовую фигурку «Балансирующего мужчины» Альберто Джакометти, я могла лишь согласиться с суждением Феррагамо об «уязвимости живых существ, которым, кажется, нужно так много сил, чтобы сохранять равновесие».

Слева: Филипп Пети идет по канату, растянутому между башнями-близнецами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, 1974 — Getty Images. Справа: La Funambule Альберто Джакометти — галерея Yoshiji.
Слева: Филипп Пети идет по канату, растянутому между башнями-близнецами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, 1974 — Getty Images. Справа: La Funambule Альберто Джакометти — галерея Yoshiji.

Заготовочные модели и образцы ступней, которыми пользовался Феррагамо
Заготовочные модели и образцы ступней, которыми пользовался Феррагамо

В своей предыдущей статье я писала об абсурдности моды на высокие каблуки и недоумевала по поводу женщин, готовых на жертвы ради «красоты».

Благодаря кураторам выставки я поняла, насколько сложно в обуви повторить тот баланс, «эквилибриум», которым нас наградила природа и который достигается за счет наших мышц и нейронов.

Выступление Марты Грэм в жанре современного танца (1943) — Getty Images
Выступление Марты Грэм в жанре современного танца (1943) — Getty Images

В то же время научная составляющая выставки столь же легка и ненавязчива, как пара кожаных туфелек. А те, кто захочет углубить свои знания по предмету, могут изучить каталог «Эквилибриума» и прекрасно представленную в нем историческую сводку.

Художник Антонио Канова: танцоры и их ритм гармонии (1799) —  Поссаньо, музей и гипсотека Антонио Кановы
Художник Антонио Канова: танцоры и их ритм гармонии (1799) — Поссаньо, музей и гипсотека Антонио Кановы

В иллюстрированном каталоге можно найти танцующих граций Антонио Кановы, в их неоклассической гармонии, и менее радостные фотографии изуродованных пальцев Мерса Каннингема, американского авангардиста, и изображение суровых «Туфель для прощания» из аметиста, сделанных концептуальной художницей Мариной Абрамович в 1991 году.

Мерс Каннингем в Antic Meet, фотография Роберта Раушенберга (1958) — Art Estate of Robert Rauschenberg
Мерс Каннингем в Antic Meet, фотография Роберта Раушенберга (1958) — Art Estate of Robert Rauschenberg

«Аметистовые туфли для прощания» Марины Абрамович (1991) — коллеция Энрико Наварры, Париж
«Аметистовые туфли для прощания» Марины Абрамович (1991) — коллеция Энрико Наварры, Париж

Я надеюсь, что экспозиция будет показываться и в других музеях, потому что она гораздо более содержательна, чем просто выставка туфель: в ней, как и в скромном ремесле Сальваторе, объединены наука, искусство и остроумная изобретательность.

Часть экспозиции «Эквилибриум» в музее Сальваторе Феррагамо во Флоренции, которая продлится до 12 апреля
Часть экспозиции «Эквилибриум» в музее Сальваторе Феррагамо во Флоренции, которая продлится до 12 апреля


Instagram @SuzyMenkesVogue
Twitter @SuzyMenkesVogue
Facebook.com/SuzyMenkes

смотрите ТАКЖЕ

Китайский квартал
Афиша

Китайский квартал

18 ноября в Гонконге открылась выставка Pradasphere

Yohji Yamamoto: прелестный беспорядок в одежде
русский

Yohji Yamamoto: прелестный беспорядок в одежде

Неделя моды в Париже: день третий

Undercover: из света во тьму
русский

Undercover: из света во тьму

Неделя моды в Париже: день третий

еще в разделе Suzy Menkes

Прежде всего ноги

Ослепительное сияние

В новой коллекции Piaget бриллианты напоминают о горных вершинах, а бирюза — об Элизабет Тейлор

Прежде всего ноги

Убийственные каблуки

Страсть и агония соблазнительных туфель

Прежде всего ноги

Взмах драгоценного крылышка

Неоднозначные и красивые: новинки H.Stern и Диана Крюгер

комментарии / 0

оставить комментарий

подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru