You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться

Suzy Menkes

Международный редактор VOGUE Сьюзи Менкес — один из самых известных в мире модных критиков. На протяжении 25 лет работавшая обозревателем International Herald Tribune (теперь The International New York Times), сегодня она пишет только для VOGUE — обо всем, что происходит в мировой моде

Сурово-романтичная выставка в Бонне, посвященная Карлу Лагерфельду

28 Марта 2015

Один из всего лишь двух портретов Лагерфельда, включенных в экспозицию
Один из всего лишь двух портретов Лагерфельда, включенных в экспозицию

«Мне нравится, когда мода становится частью повседневной жизни». Эти слова Лагерфельда мерцают неоновым светом перед входом на первую выставку, посвященную дизайнеру (и организованную с его благословения), которая проходит на его родине, в Германии. 

Рабочий стол Лагерфельда. Фотография Дэвида Эртля
Рабочий стол Лагерфельда. Фотография Дэвида Эртля

Центром выставки Karl Lagerfeld: Modemethode, проходящей в Бундескунстхалле Бонна с 28 марта по 13 сентября, стал реконструированный рабочий стол дизайнера, заваленный маркерами, цветными карандашами, книгами и смятыми листами бумаги.

«Бумага к бумаге»  вот главный мотив секции, в которой представлены эскизы Карла для Fendi и Chanel. «Бумажная тема» достигает апогея в «Бумажном дворце», возведенном для экспозиции платьев Haute Couture, окруженных цветами, листьями из бумаги и блокнотами с еще чистыми страницами, которые, кажется, ждут, когда на них появятся эскизы для следующей коллекции.

Пальто, за которое Карл Лагерфельд получил премию Woolmark в 1954 году. Фотография Дэвида Эртля
Пальто, за которое Карл Лагерфельд получил премию Woolmark в 1954 году. Фотография Дэвида Эртля

В самом начале экспозиции кураторы поместили желтое шерстяное пальто, за которое Карл Лагерфельд получил премию Woolmark в 1954 году. Это единственная вещь, которую пришлось воссоздать для выставки, дизайнер потребовал от Аманды Харлек, своей музы, творческого партнера и куратора Modemethode, чтобы оттенок пальто «был чем-то средним между лимонным и нарциссовым». 

Куратор Аманда Харлек на фоне классических костюмов Chanel. Фотография Дэвида Эртля
Куратор Аманда Харлек на фоне классических костюмов Chanel. Фотография Дэвида Эртля

На стене развешаны некоторые рисунки Карла для Fendi за последние 50 лет. Их отобрал из 40 000 эскизов Герхард Штайдль, дизайнер выставки и ближайший советник Карла. К Штайдлю неутомимый дизайнер и фотограф обращается по всем вопросам проявки и печати. В качестве фона для эскизов Штайдль выбрал цифровое изображение цементных стен и берлинской мостовой. 

Образы в стиле XVIII века, парики созданы Сэмом Макнайтом. Фотография Дэвида Эртля
Образы в стиле XVIII века, парики созданы Сэмом Макнайтом. Фотография Дэвида Эртля

Когда в начале месяца в Париже я обсуждала грядущую выставку с Карлом, мне показалось, что и он сам удивлен длительностью своей работы в Fendi.

«Я уже 50 лет в Fendi... Ты можешь в это поверить? Это же мировой рекорд!  говорил он.  Никто! Никто еще так долго не работал, причем даже в своих собственных компаниях. Притом у меня такое ощущение, будто я там всего несколько дней. И работать там сейчас мне нравится гораздо больше». 

Сумки Fendi. Фотография Дэвида Эртля
Сумки Fendi. Фотография Дэвида Эртля

Напротив необычных меховых вещей Fendi  стена с разноцветными аксессуарами. На экране рядом идет фильм о Риме, что напоминает об итальянском происхождении компании. 

Хотя комбинезон и персидские шаровары в восточном стиле из коллекций Fendi 80-х годов я нашла обворожительными, я прекрасно могу понять чувства Аманды, курировавшей выставку вместе с директором Бундескунстхалле Райном Вольфсом. «Я бы хотела сделать выставку в 10 раз больше, но пришлось ограничиться 126 манекенами, что было нелегко»,  сказала она.

Chloé. Фотография Дэвида Эртля
Chloé. Фотография Дэвида Эртля

Штайдль изготовил «сенсационные», как выразился он, манекены: сделанные при помощи цифровой техники 3D, они получились поразительно похожими на настоящих людей. Особенно это заметно в забавной секции Chloé, состоящей из 20 нарядов: «модели», одетые в легкие и романтичные платья Лагерфельда 70-х годов, рассажены на диванах в окружении гигантских вееров. Затем следуют «танцующие» манекены в реконструированной обстановке «Студии 54», среди нарядов, представленных здесь, есть и знаменитое платье с двумя вышитыми водопроводными кранами, из которых «льются» струи кристаллов. 

Chloé. Фотография Дэвида Эртля
Chloé. Фотография Дэвида Эртля

Еще до того как зритель доходит до графичных вещей KL, собственного бренда Лагерфельда, и большой секции Chanel, начинающейся со строгих деловых костюмов, он не может не задаться вопросом: как Карлу удается работать во всех этих брендах одновременно? Штайдль заполнил целую стену логотипами компаний Карла. И пускай по сравнению с масштабами Chanel его собственный бренд KL кажется непритязательным, как все-таки восьмидесятилетнему дизайнеру удается совмещать работу над всеми проектами? 

«Мы живем в эпоху разносторонних личностей,  сказал Райн Вольфс.  И Карл Лагерфельд — прекрасный тому пример. Он всегда умудряется делать то, что от него меньше всего ожидают. В этом его сильная сторона. Он прекрасный фотограф, он отлично рисует. Но мы должны отдать ему дань уважения как модному дизайнеру. В музее мы обязаны показать этапы его творческого развития». 

Графичные вещи из коллекции одноименного бренда Лагерфельда. Фотография Дэвида Эртля
Графичные вещи из коллекции одноименного бренда Лагерфельда. Фотография Дэвида Эртля

Выставка кажется мне удачной за счет ее избирательности. Упомянула бы я о ранней работе Карла в модных Домах Balmain и Jean Patou? Возможно, да. Предпочла бы я показать фильмы Карла вместо рассказа о его коллаборации с шведской компанией H&M в 2004 году? Наверное, да. А может быть, в выставке слишком большое внимание уделено Chanel? Нет, не думаю. В выставке романтическое видение куратора и инновационный подход Штайдля соединились очень гармонично. 

Аксессуары Chanel. Фотография Дэвида Эртля
Аксессуары Chanel. Фотография Дэвида Эртля

Вне всякого сомнения, произведения Chanel  продукт зрелого стиля Лагерфельда. Выставка неспешно повествует о работе Карла во французском бренде, сначала представлен легендарный костюм, затем – черные вещи, остроумные аксессуары, среди которых и пара кроссовок Coco 1983 года, когда дизайнер начал работать в модном Доме. В экспозицию включена даже огромная коллекция пуговиц Chanel.

Возрождение твидового костюма: от плетения до вышивки. Фотография Дэвида Эртля
Возрождение твидового костюма: от плетения до вышивки. Фотография Дэвида Эртля

После «Возвращения твида», когда, как рассказывает Аманда, Карл увлекался в том числе и трехмерной вышивкой, дизайнер обратился к мотиву экстравагантности восемнадцатого века. На его показах тогда появились пышные парики, созданные парикмахером Сэмом Макнайтом. Мне они напоминают о «барочном» периоде Карла, когда он не расставался с веером. 

Пара кроссовок Coco 1983 года, когда Карл начал работать в Chanel. Фотография Дэвида Эртля
Пара кроссовок Coco 1983 года, когда Карл начал работать в Chanel. Фотография Дэвида Эртля

Эскизы коллекций Chanel развешаны на пути в поразительный «Бумажный дворец», который на протяжении трех недель создавали вручную трое рабочих. Искусная отделка платьев завораживает: к счастью, по настоянию Штайдля кураторы отказались от стеклянных витрин. 

Вещи Chanel Haute Couture в «Бумажном дворце». Фотография Дэвида Эртля
Вещи Chanel Haute Couture в «Бумажном дворце». Фотография Дэвида Эртля

Этот бумажный сюжет приобретает смысл лишь в конце. И что это за финал! На последнем манекене надето платье Neoprene с длинным сверкающим шлейфом, а под платьем заметен округлый живот. Манекен напоминает беременную модель, которая участвовала в показе Chanel Haute Couture прошлым летом. Кажется, этот жест символизирует, как из одного показа рождается следующий. 

Свадебное платье для беременной из осенне-зимней коллекции Chanel Couture 2014 года. Фотография Дэвида Эртля
Свадебное платье для беременной из осенне-зимней коллекции Chanel Couture 2014 года. Фотография Дэвида Эртля

Аманда не скрывает, насколько для нее важна выставка, и надеется, что посетители внимательно проследят за «удивительным творческим путем Карла».

«Эта выставка заставляет влюбиться в Карла. Я думала, что знакома с его работами, но многое стало для меня откровением,  сказала она.  Он обладает энергией, страстью, он никогда не перестает стремиться к идеальным очертаниям. Он гений формы, текстуры, цвета, детали, легкости... и изящности».

Как же удалось организовать выставку без участия Карла, хотя и с его одобрения?

Райн Вольфс сказал, что он обсуждал с Лагерфельдом возможность экспозиции 18 месяцев до ее начала, а также заметил, что Карл, без всякого сомнения, является самым значимым немецким модельером. 

Вещи Fendi 1980-х годов. Фотография Дэвида Эртля
Вещи Fendi 1980-х годов. Фотография Дэвида Эртля

Карл, который хотел, чтобы выставка получилась динамичной, настоял на участии Аманды Харлек и Герхарда Штайля в ее подготовке. 

Аманда сообщила, что Карл назвал Бундескунстхалле, выставочный зал ФРГ, «лучшим музеем в Германии». Но он не принимал ни малейшего участия в организации выставки  неслыханное легкомыслие в отношении известнейших брендов! 

Эскизы для Fendi на фоне «цементной стены» и «берлинского тротуара». Фотография Дэвида Эртля
Эскизы для Fendi на фоне «цементной стены» и «берлинского тротуара». Фотография Дэвида Эртля

Может быть, Карл собирается пробраться на выставку украдкой, чтобы посмотреть на отрезки своей карьеры? Во время нашей встречи в Париже я спросила у него, почему он так упорно отказывается ехать в Бонн. 

«Экспозиция может заинтересовать других людей, но не меня. Мне нет до нее дела,  сказал Карл.  Не то чтобы я не оглядываюсь на свою жизнь... Но ведь прошлое испарилось, моя сегодняшняя жизнь нравится мне больше в сотню раз. Когда тебе уже не 20 и не 30, чувствуешь себя свободнее. И нужно уметь пользоваться этой свободой».

 Парики, созданные Сэмом Макнайтом. Фотография Дэвида Эртля
Парики, созданные Сэмом Макнайтом. Фотография Дэвида Эртля

Instagram @SuzyMenkesVogue 
Twitter @SuzyMenkesVogue 
Facebook.com/SuzyMenkes

еще в разделе Suzy Menkes

Сурово-романтичная выставка в Бонне, посвященная Карлу Лагерфельду

Слияние Yoox и Net-а-Porter

Почему слияние Yoox и Net-а-Porter — хорошая новость для молодых дизайнеров

Сурово-романтичная выставка в Бонне, посвященная Карлу Лагерфельду

Жанна Ланвен: нежная сила моды

Обзор новой выставки в Париже

Сурово-романтичная выставка в Бонне, посвященная Карлу Лагерфельду

Неброские сумки теряются на фоне сапог-павлинов

Сапоги-павлины «распушили перья»

комментарии /



подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru