You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться

Suzy Menkes

Международный редактор VOGUE Сьюзи Менкес — один из самых известных в мире модных критиков. На протяжении 25 лет работавшая обозревателем International Herald Tribune (теперь The International New York Times), сегодня она пишет только для VOGUE — обо всем, что происходит в мировой моде

В память об Александре Маккуине

Обзор выставки: Savage Beauty

18 Марта 2015


Взъерошенные перья, увядшие розы, яркая клетка, черепа и кости... Была ли хоть одна другая выставка, посвященная моде, столь же эмоциональной и вдохновляющей? 

Savage Beauty, экспозиция в память о покойном Александре Маккуине в Музее Виктории и Альберта, производит еще более сильное впечатление, нежели показанная в нью-йоркском Метрополитен-музее в 2011 году. 

Более насыщенная и смелая, лондонская Savage Beauty в отличие от американской версии почти полностью игнорирует романтическую сторону творчества Маккуина, концентрируясь вместо этого на теме примитивной сексуальности и жутковатом мотиве смерти. 

Пульсирующее сердце выставки — «кабинет редкостей», который на треть больше, чем его аналог в нью-йоркской версии. Пышные перья, неудобные туфли, похожие на армадилло, и фотография модели Шалом Харлоу в тот момент, когда роботы обливают ее краской, — все говорит о необычайном видении Александра Маккуина. «Кабинет редкостей» с высоким, в два человеческих роста, потолком — эпицентр, именно здесь, благодаря видео с показов дизайнера, суть творчества Маккуина отражена наиболее ясно. 

Выставка превратилась в настоящее театрализованное представление благодаря щедрой поддержке спонсоров: Swarovski, American Express, M.A.C Cosmetics и технологическому обеспечению Samsung. 

Я получила искреннее удовольствие от каждой детали экспозиции: от голограммы Кейт Мосс (самая известная модель Британии внезапно появляется из ниоткуда и снова испаряется) до гигантского экрана, на котором транслируется Atlantis, последний показ Маккуина перед его самоубийством в 2010 году. И все же у меня возникли некоторые вопросы. 

Многие из этих вопросов поднимает сопутствующее выставке издание книги Alexander McQueen под редакцией Клэр Вилкокс, куратора экспозиции. В разговоре со мной она озвучила некоторые проблемы, которых Savage Beauty не касается: например, выставка обходит вниманием культурный контекст, в котором работал дизайнер. 




Вилкокс упомянула о влиянии, которое на Маккуина оказали представители Generation Sensation или YBA, поколения Молодых британских художников, которых арт-дилер Чарльз Саатчи открыл в 1990-х годах. Маккуин поддерживал дружеские отношения с Джейком и Диносом Чепмены, более известными как братья Чепмен. Дизайнеру было близко восприятие смерти как части жизни, отраженное Дэмиеном Херстом в его скандальной работе, мертвой акуле 1991 года. 

Я не художественный критик, но мне не ясно, почему Музей Виктории и Альберта не поместил работы Маккуина с современными ему произведениями искусства. Не нужно обладать особенной проницательностью, чтобы заметить связь между мертвыми коровами и мертвыми птицами... 

Также забыты годы Маккуина на Сэвил-роу, когда дизайнер научился превосходно кроить, что во многом стало основой его работы. Не затронуто и время его работы в парижском Givenchy, где он постиг секреты Haute Couture. Оба периода подробно описаны в книге, но в выставке нет и упоминания о них. 



C 2001 года McQueen принадлежит концерну Kering. Однако выставка не затрагивает вопроса, который совершенно справедливо может возникнуть у зрителей: как удавалось продавать причудливые творения дизайнера? 

Несколько сбивает с толку, что истории творчества Маккуина посвящены лишь два первых зала выставки, а дальше, в секции Romantic Gothic, начинает разворачиваться увлекательнейший модный сюжет. 

Настроение здесь задает поразительное пальто из первой коллекции дизайнера, выпускной для колледжа Сент-Мартинс в 1992 году, на которую Маккуина вдохновила история о Джеке-потрошителе. С пальто соседствует пара брюк с низкой посадкой, так называемых bumster, которые стали неотъемлемой частью стиля хип-хоп. 

Наиболее информативными получились секции, которые курировала Клэр Вилкокс. Но и здесь не найти сведений о раннем творчестве Маккуина. Возможно, именно о нем написано бежевыми буквами на серых камнях, но эти пассажи, размещенные на первом этаже экспозиции, совершенно невозможно прочесть. 



В небольших секциях можно услышать голос Маккуина (когда его не заглушает шум толпы). А вот видео, на которых бы фигурировал дизайнер, здесь нет: может быть, организаторы сенсационной выставки не хотели задерживать поток посетителей у отдельных экспонатов. 

Мне экспозиция очень понравилась, она увлекательна, и в ней есть интрига. Восхищает ее визуальное оформление, над которым поработала Сэм Гэнсбери, продюсер показов McQueen на протяжении уже многих лет. Она также участвовала в подготовке оригинальной экспозиции для нью-йоркской выставки. Но и тогда мне казалось неуместным определение «романтичный» в отношении Маккуина, которое выбрал Эндрю Болтон, ответственный за Метрополитен и бывший ассистент главного куратора в Музее Виктории и Альберта. 

Был ли Маккуин романтиком в мире моды? Да — если вспомнить его вечерние платья, украшенные увядшими розами. Нет — если сравнить его творения с наследием архетипического романтика Кристиана Диора. 

Мне кажется, Маккуин использовал цветы, раковины, рога и кости для того, чтобы рассказывать своими коллекциями истории. Как сказано в Show And Tell, одном из эссе книги Alexander McQueen, дизайнер стремился «превратить модный показ из механического акта демонстрации в нарративный медиум». В этом Маккуин схож с Джоном Гальяно, но и о последнем выставка умалчивает. 

Контекст, общая культурно-историческая ситуация играют важнейшую роль в моде. Одежда не появляется из ниоткуда, ее основа — культура эпохи. 

Обязательно сходите на выставку Savage Beauty. А если вы пристально следите за развитием моды, приобретите и книгу о Маккуине.



Instagram @SuzyMenkesVogue 
Twitter @SuzyMenkesVogue 
Facebook.com/SuzyMenkes

еще в разделе Suzy Menkes

В память об Александре Маккуине

Неброские сумки теряются на фоне сапог-павлинов

Сапоги-павлины «распушили перья»

В память об Александре Маккуине

Valentin Yudashkin: русский лес

Сьюзи Менкес на Неделе моды в Париже: день восьмой

В память об Александре Маккуине

Miu Miu, Moncler Gamme Rouge, Iris van Herpen, Rahul Mishra

Сьюзи Менкес на Неделе моды в Париже: день девятый

комментарии / 0

оставить комментарий

самое популярное

Girl in Vogue: Ануки Арешидзе — первая леди Тбилиси
Выбор VOGUE Girl in Vogue: Ануки Арешидзе — первая леди Тбилиси

Жена Кахи Каладзе — один из лучших дизайнеров Грузии


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru