You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться

Suzy Menkes

Международный редактор VOGUE Сьюзи Менкес — один из самых известных в мире модных критиков. На протяжении 25 лет работавшая обозревателем International Herald Tribune (теперь The International New York Times), сегодня она пишет только для VOGUE — обо всем, что происходит в мировой моде

Жанна Ланвен: нежная сила моды

Обзор новой выставки в Париже

24 Марта 2015

Жанна Ланвен. Фото предоставлено Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014
Жанна Ланвен. Фото предоставлено Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014

Кремового цвета платье, усеянное россыпью сверкающих бусин-капель, кажется мягким и тонким, точно бумага. Оно разложено на столе с откидной, как у рояля, крышкой, подняв которую можно рассмотреть его другую сторону, совершенно идентичную первой. Итак, передо мной два ракурса искрящегося платья. 

Зеркальное отражение платья на выставке
Зеркальное отражение платья на выставке

О Жанне Ланвен я успела узнать многое: дизайнер завоевала популярность в 1920-е годы благодаря миниатюрным шляпкам, изящным платьям, любви к особому оттенку синего, как на фресках Фра Анжелико, и трепетному отношению к своей дочери, очаровательной и безупречно воспитанной Маргерит, образ которой навсегда запечатлен в логотипе Lanvin. 

Зеркальное отражение платья Salambo из шелка, расшитого стеклянными бусинами. Платье было включено в выставку прикладного искусства, прошедшую в Париже в 1925 году.
Зеркальное отражение платья Salambo из шелка, расшитого стеклянными бусинами. Платье было включено в выставку прикладного искусства, прошедшую в Париже в 1925 году.

Lanvin — первый бренд в истории моды, который олицетворяет определенный стиль жизни, что всегда выражалось в его продукции: детской одежде, вещах для приданого, вечерних туалетах и спортивных вещах как для женщин, так и для мужчин. 

Jeanne Lanvin, выставка в парижском Pallais Galliera, продлится до 23 августа, ее курируют Оливье Сайяр и Альбер Эльбаз, нынешний креативный директор Дома, альтер эго Ланвен. Экспозиция, сделанная ими, легка, свежа и прелестна, словно луговые лилии в майский день. 

Иллюстрация вечернего платья Bel Oiseau, 1928. Фото предоставлено: Patrimoine Lanvin
Иллюстрация вечернего платья Bel Oiseau, 1928. Фото предоставлено: Patrimoine Lanvin

Платья, некоторые из которых выглядят довольно хрупкими после столетия, проведенного в сундуке, созданы на радость женщинам: их мягкие лифы, узкие талии и пышные подолы удобны и практичны. Можно представить себе с какой радостью модницы двадцатых годов надевали эти воздушно-легкие наряды вместо тугих корсетов. 

из
Вечернее платье La Diva из темно-синего бархата, расшитое серебристыми пайетками, зимняя коллекция 1935–1936 годов. Фото предоставлено: Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014

Вечернее платье La Diva из темно-синего бархата, расшитое серебристыми пайетками, зимняя коллекция 1935–1936 годов. Фото предоставлено: Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014

Платье Marguerite de la Nuit из летней коллекции 1929 года. Фото предоставлено: Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014

Платье Marguerite de la Nuit из летней коллекции 1929 года. Фото предоставлено: Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014

Вечернее платье Scintillante из расшитых тюля и крепа, летняя коллекция 1939 года. Фото предоставлено: Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014

Вечернее платье Scintillante из расшитых тюля и крепа, летняя коллекция 1939 года. Фото предоставлено: Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014


Многие платья представлены в любимых Жанной синих цветах: лазурном и оттенках делфтского фарфора, нежно-голубом и цвете индиго. 

Вечерний наряд Alcmène (накидка и платье)  из розового шелка, расшитое серебряными трубочками и кристаллами Swarovski. Фото предоставлено: Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014
Вечерний наряд Alcmène (накидка и платье) из розового шелка, расшитое серебряными трубочками и кристаллами Swarovski. Фото предоставлено: Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014

Есть также платья нежно-розового и сероватого цветов, предназначенные для прогулок по парку с дочерью; а вот и короткое платье цвета желтой розы, украшенное блестящими полосами, похожими на струи весеннего дождя. 

Платье Lesbos из зеленых шелка и атласа, расшитое парчой ламе, стеклянными бусами и серебряным стеклярусом, 1925 г. Фото предоставлено: Heritage Lanvin/Katerina Jebb
Платье Lesbos из зеленых шелка и атласа, расшитое парчой ламе, стеклянными бусами и серебряным стеклярусом, 1925 г. Фото предоставлено: Heritage Lanvin/Katerina Jebb

Альбер Эльбаз вспоминает, как в 2001 году, незадолго после начала работы в Lanvin, он обнаружил сундуки на чердаке ателье. В них хранилось более пятисот платьев, найденных в начале восьмидесятых, а также более трехсот альбомов с набросками и эскизами, спрятанных после смерти мадам Ланвен в 1946 году. 

«Когда мне впервые показали эти вещи, меня поразила их тонкость, — рассказал Эльбаз. — Они похожи скорее на подкладку платья, чем на настоящее платье. А ведь это очень интимный предмет туалета, примерно как пижама, он дотрагивается до тела. Вещи, сшитые Ланвен, не производят умопомрачительного эффекта. Их можно сравнить не с бриллиантами, а скорее с жемчугом: они не ослепляют, а сияют матовым блеском». 

Вечернее платье La Cavallini из черной тафты, украшенное «узлом», расшитым жемчугом, кристаллами и металлической нитью. Фото предоставлено: Lanvin Heritage © Katerina Jebb, 2014
Вечернее платье La Cavallini из черной тафты, украшенное «узлом», расшитым жемчугом, кристаллами и металлической нитью. Фото предоставлено: Lanvin Heritage © Katerina Jebb, 2014

Lanvin, основанный в 1889 году, — старейший модный Дом из существующих ныне. Его философия отражена в рисунке гуашью, на котором изображены тонкая женщина с короткой стрижкой в стиле 1920-х и ее маленькая дочь в голубом платье, дергающая маму за пышный подол розового платья, украшенный рисунками цветочных букетов. 

Оригинал рисунка, на котором изображены мама и дочь, около 1925 г. Фото предоставлено Patrimoine Lanvin
Оригинал рисунка, на котором изображены мама и дочь, около 1925 г. Фото предоставлено Patrimoine Lanvin

Экспозицию открывают простые черные платья, на которых изысканно сверкают кристаллы Swarovski, а шелковая бахрома оттеняет блеск атласа. 

Manteau, 1937. Фото предоставлено: Heritage Lanvin/Katerina Jebb
Manteau, 1937. Фото предоставлено: Heritage Lanvin/Katerina Jebb

Затем следуют наряды 1920-х годов в весенних оттенках — бледно-желтом, светло-зеленом, серо-коричневом — и воздушно-легких тканях: крепдешине, тафте, тюле. Более плотные бархатистый шелк и ламе Ланвен начала использовать в 1930-х годах. 

Платье Colombine из тафты и бархата, расшитое жемчугом и металлической нитью. Зимняя коллекция 1924–1925 годов. Фото предоставлено: Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014. Jeanne Lanvin par Harcourt. © Lanvin Heritage
Платье Colombine из тафты и бархата, расшитое жемчугом и металлической нитью. Зимняя коллекция 1924–1925 годов. Фото предоставлено: Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014. Jeanne Lanvin par Harcourt. © Lanvin Heritage

Нужно заметить, что, хотя в наши дни музейные выставки выполняют порой функцию рекламных кампаний для модных брендов, между сегодняшним Lanvin и этими хрупкими, изысканно украшенными платьями нет ничего общего. 

Платье Lesbos из зеленых шелка и атласа, расшитое парчой ламе, стеклянными бусами и серебристым стеклярусом. 1925 г. Фото предоставлено: Heritage Lanvin/Katerina Jebb
Платье Lesbos из зеленых шелка и атласа, расшитое парчой ламе, стеклянными бусами и серебристым стеклярусом. 1925 г. Фото предоставлено: Heritage Lanvin/Katerina Jebb

«Мне хотелось уделить ей должное внимание, — сказал мне Эльбаз. — Уже давно Жанна Ланвен исчезла со всех радаров: королевой техники признали мадам Гре, Вьонне объявили королевой узора, а Шанель — королевой всего на свете! Меня же осенило, что Ланвен была первой, кто формировал определенный образ жизни, она была самым находчивым дизайнером. Она создавала вещи Haute Couture, одежду для мужчин, мебель, детские вещи, выпускала духи, пудру, косметические средства. В этом она была самой первой и самой изобретательной». 

Жанна Ланвен драпирует ткань на модели. Фото предоставлено: Laure Albin Guillot / Roger-Viollet
Жанна Ланвен драпирует ткань на модели. Фото предоставлено: Laure Albin Guillot / Roger-Viollet

В экспозиции не совсем удалось отразить масштабы деятельности Ланвен, здесь не показаны созданные ею свадебные наряды, нижнее белье, меховые вещи, спортивная одежда для мужчин и женщин, которая во времена Ланвен производила фурор. Выставка не упоминает и о бутиках Ланвен в Биаррице, Довилле, Каннах, Ле-Туке, а также далеких Барселоне и Буэнос-Айресе. 

Шелковый купальный костюм Vogue, 1925 г., расшитый стеклярусом, зеркальными пайетками и кристаллами Swarovski. Фото предоставлено: Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014
Шелковый купальный костюм Vogue, 1925 г., расшитый стеклярусом, зеркальными пайетками и кристаллами Swarovski. Фото предоставлено: Palais Galliera Collection © Katerina Jebb, 2014

Представлен тем не менее купальный костюм 1924 года, украшенный пайетками в форме звездочек. Есть также секция, посвященная мотивам, повлиявшим на Ланвен: этническим, экзотическим, средневековым и восточным. Ланвен экспериментировала с мотивами ар-деко, современными ей, и формами японских кимоно. Спектр ее интересов был гораздо шире формального парижского Haute Couture. 

Иллюстрация 1925 года: вечернее платье La Cavallini из черной тафты, украшенное «узлом», расшитым жемчугом, кристаллами и металлической нитью. Фото предоставлено: Patrimoine Lanvin
Иллюстрация 1925 года: вечернее платье La Cavallini из черной тафты, украшенное «узлом», расшитым жемчугом, кристаллами и металлической нитью. Фото предоставлено: Patrimoine Lanvin

Создательница тонких и нежных платьев была женщиной с железной волей. Об этом говорит и запуск аромата Aprège, который задумывался как подарок для Маргерит на ее тридцатилетие: круглый черный флакон украшен логотипом Lanvin, изображением матери и дочери. Aprège был создан в честь музыкального таланта Маргерит, в аромате Жанна хотела запечатлеть впечатление от арпеджио в исполнении дочери. 

Детское платье Les Petites Filles Modes, 1925 г. Фото предоставлено: Katerina Jebb, 2014
Детское платье Les Petites Filles Modes, 1925 г. Фото предоставлено: Katerina Jebb, 2014

Оливье Сайяр сказал, как Эльбаз пишет теперь историю Lanvin: «Роль заглавных букв у него выполняют юбки, декоративность назаметна, а за скобками всегда остаются пальто и аксессуары», — метафорично выразился Сайяр. 

из
Платья, вдохновленные экзотическими и этническими мотивами, среди них и Boulogne из летней коллекции 1920 года.

Платья, вдохновленные экзотическими и этническими мотивами, среди них и Boulogne из летней коллекции 1920 года.

Вид экспозиции

Вид экспозиции

Платье Concertо из зимней коллекции 1934–1935 гг. Фото предоставлено: Katerina Jebb, 2014

Платье Concertо из зимней коллекции 1934–1935 гг. Фото предоставлено: Katerina Jebb, 2014


В выставке нет работ Альбера, но его присутствие ощущается, как сказал куратор Pallais Galliera, в «его отсутствии». 

«Альбер Эльбаз не хотел, чтобы его работы фигурировали в выставке наравне с творениями дизайнера-основательницы. Его скромность делает ему честь, — сказал Сайяр. — Однако его присутствие выразилось в нашей совместной работе над выставкой, составлении описаний моделей, их отборе и их расположении в экспозиции». 

Иллюстрация (гуашь) 1925 г.: вечернее платье La Cavallini. Фото предоставлено: Patrimoine Lanvin
Иллюстрация (гуашь) 1925 г.: вечернее платье La Cavallini. Фото предоставлено: Patrimoine Lanvin

Это одна из самых спокойных выставок о моде из тех, что я когда-либо видела. Она кардинально отличается от эмоциональной экспозиции Alexander McQueen Savage Beauty, открывшейся в Музее Виктории и Альберта и от From the Sidewalk to the Catwalk, выставки, посвященной Жан-Полю Готье, впервые презентованной в Монреале в 2011-м и колесившей с тех пор по миру (наконец From the Sidewalk to the Catwalk будет открыта в Гран-Пале в апреле). 

Слева направо: креативный директор Lanvin Альбер Эльбаз, Сьюзи Менкес и куратор выставки Оливье Сайяр
Слева направо: креативный директор Lanvin Альбер Эльбаз, Сьюзи Менкес и куратор выставки Оливье Сайяр

Несмотря на то что многие платья разложены по стеклянным коробкам, Сайяру и Эльбазу удалось отразить главные принципы Lanvin во все времена: свобода в моде, равенство и братство.

Вид экспозиции
Вид экспозиции

Instagram @SuzyMenkesVogue 
Twitter @SuzyMenkesVogue 
Facebook.com/SuzyMenkes

комментарии / 0

оставить комментарий

самое популярное

Модная отличница Барбара Мартело о любви к шубам и правильным джинсам
Новости Модная отличница Барбара Мартело о любви к шубам и правильным джинсам

Стилист, консультант и серый кардинал мира моды рассказала Vogue, как добиться успеха, делая то, что любишь

Все, что нужно знать об оливковом масле
Новости Все, что нужно знать об оливковом масле

Нестандартные способы использования привычного продукта


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru