You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться

Suzy Menkes

Международный редактор VOGUE Сьюзи Менкес — один из самых известных в мире модных критиков. На протяжении 25 лет работавшая обозревателем International Herald Tribune (теперь The International New York Times), сегодня она пишет только для VOGUE — обо всем, что происходит в мировой моде

Зальцбургская сказка Chanel

Раз в год Chanel представляют коллекцию Métiers d’Art, результат невероятного мастерства и плод богатого воображения

9 Декабря 2014

Карл Лагерфельд и Кара Делевинь, одетая в многослойное кружевное платье, идут по залу замка Леопольдскрон в финале показа © Olivier Saillant
Карл Лагерфельд и Кара Делевинь, одетая в многослойное кружевное платье, идут по залу замка Леопольдскрон в финале показа © Olivier Saillant

Из каждой лавочки звучит музыка Моцарта, глинтвейна на рождественском рынке предостаточно, хватает и имбирных кексов, и огней, и блеска. Зальцбург со своими серыми зданиями и темной рекой кажется ожившей картинкой с открытки, нарисованной Карлом Лагерфельдом и присланной в качестве приглашения на показ Chanel.

Замок Леопольдскрон превратился в декорацию к волшебной сказке. Гостей встречают девушки в тирольских платьях с передниками и в белых рубашках, у них в руках — подносы со сладостями. На столах громоздятся осенние фрукты, а освещенные окна замка отражаются в темной глади озера.

Приглашение на показ «Париж-Зальцбург Chanel Métiers d’Art 2014/15», нарисованное Карлом Лагерфельдом © Karl Lagerfeld
Приглашение на показ «Париж-Зальцбург Chanel Métiers d’Art 2014/15», нарисованное Карлом Лагерфельдом © Karl Lagerfeld

Я была впечатлена еще до того, как ежегодный показ Chanel Métiers d’Art начался и модели вышли из обитой деревом библиотеки в огромный мраморный зал, увешанный картинами.

Венецианский зал в замке Леопольдскрон © Olivier Saillant
Венецианский зал в замке Леопольдскрон © Olivier Saillant

Ну и что до того, что это великолепие — дело рук декораторов Chanel. Как они признаются, обычно залы бывшего императорского дворца пустуют и используются лишь для научных семинаров. Для показа же была воссоздана роскошная обстановка времен Австро-Венгрии. Точнее — эпохи императора Франца-Иосифа и его жены Элизабет, красавицы Сисси, пышная прическа которой всегда была украшена россыпью бриллиантов и жемчуга.

Кажется, Карл не забыл ни единого символа эпохи: ни стихов Гуго фон Хофмансталя для «Кавалера розы» Рихарда Штраусса, ни причудливых деталей в одежде.

Зажженные свечи, сладости, осенние фрукты и выпечка на столах
Зажженные свечи, сладости, осенние фрукты и выпечка на столах

Кара Делевинь появилась в многослойном платье из белого кружева, одновременно невинном и элегантном. А в фильме «Реинкарнация», снятом Лагерфельдом к нынешнему показу, где модель играет роль самой Сисси, ее партнером стал Фаррелл Уильямс.

Но кое-что меня обескуражило. Коллекция демонстрирует фантастический уровень мастерства, однако присутствующим (и в еще большей степени зрителям, смотревшим показ в интернете) она показалась всего лишь очередной красивой коллекцией Карла Великолепного, а не примером прикладного искусства.

Детали образа № 81: блузка из органзы и шифона украшена вышитыми перьями от Лемарье, на создание которых ушло 322 часа (вышитые детали на талии, запястьях и воротнике); накидка болеро и юбка в складку декорированы шерстяными нитями, кружевами и бусинами
Детали образа № 81: блузка из органзы и шифона украшена вышитыми перьями от Лемарье, на создание которых ушло 322 часа (вышитые детали на талии, запястьях и воротнике); накидка болеро и юбка в складку декорированы шерстяными нитями, кружевами и бусинами

По замыслу эта коллекция должна чествовать мастеров парижского ателье Chanel, на подготовку которых марка затрачивает огромные средства.

Меня расстроило, что нам не рассказали, каким образом на миниатюрных туфельках появились крохотные эдельвейсы, как были расшиты белоснежные чулки. Я так и не узнала, кто создал кружевные воланы на рукавах и талиях, кто украсил наряды изысканными цветами, вышитыми вручную.

Детали образа № 14: ожерелье-ошейник из бархата вдохновлено традиционной австрийской вышивкой и украшено филигранным металлическим сердцем, эмалированным литым стеклом. Ожерелье изготовлено Desrues, ювелирным Домом и производителем пуговиц
Детали образа № 14: ожерелье-ошейник из бархата вдохновлено традиционной австрийской вышивкой и украшено филигранным металлическим сердцем, эмалированным литым стеклом. Ожерелье изготовлено Desrues, ювелирным Домом и производителем пуговиц

Когда же я потребовала у представителей Chanel разъяснений, обнаружилось, что на создание топа, расшитого бабочками, потребовалось 545 часов работы, украшен он 25000 пайеток, а вышитые на нем перья — особенно трудоемкая деталь. Другая, простая на вид вышивка дополнена расшитыми перьями, деревянными цветами и бусами.

Деталь образа № 18: туфли, расшитые белыми кожаными эдельвейсами, сделанные из синельной пряжи и украшенные сверкающими пуговицами (мастера Montex)
Деталь образа № 18: туфли, расшитые белыми кожаными эдельвейсами, сделанные из синельной пряжи и украшенные сверкающими пуговицами (мастера Montex)

В интернете я нашла небольшое видео о том, как работают в чудесном ателье Chanel, но мне этого было недостаточно. Вещи, какими мы увидели их на подиуме, могли быть с тем же успехом изготовлены на фабрике, а не вручную.

Я решила продолжить свое расследование и написать статью о том, как в просторных и современных ателье на окраине Парижа мастера создают вышивку по технике Лесажа, изготавливают шляпы, украшают одежду перьями и цветами производства Лемарье.

Детали образа № 49: топ Lesage, на создание которого ушло 545 часов работы, бабочки и перья вышиты крючком, для декорации использованы 25 000 пайеток и мелких бусин. Перья вышиты спицами, на их вышивку ушло 98 часов
Детали образа № 49: топ Lesage, на создание которого ушло 545 часов работы, бабочки и перья вышиты крючком, для декорации использованы 25 000 пайеток и мелких бусин. Перья вышиты спицами, на их вышивку ушло 98 часов

Однако стоит отдать должное Карлу: несмотря на недостаточный объем сведений о нарядах, показ впечатлял с эстетической точки зрения — крой был точен, а декоративные детали нежны.

Интересно, насколько личной получилась коллекция и насколько немецкие культурные традиции повлияли на Карла в данном случае?

Детали образа № 50: на создание платья мастерам Lesage потребовалось 800 часов. Бабочки и петухи вышиты крючком, для декорации было использовано 86 000 пайеток и мелких бусин. Затем были добавлены перья, вышитые спицами © Olivier Saillant
Детали образа № 50: на создание платья мастерам Lesage потребовалось 800 часов. Бабочки и петухи вышиты крючком, для декорации было использовано 86 000 пайеток и мелких бусин. Затем были добавлены перья, вышитые спицами © Olivier Saillant

Когда я заговорила с Карлом о традиционных кожаных штанах, Lederhosen, превратившихся в его коллекции в милые короткие шорты, надетые с высокими расшитыми чулками, он заметил: «Я носил такое в детстве. Разумеется, никто, кроме меня, в Гамбурге так не одевался, но мне нравилось отличаться от остальных!»

Вот бы увидеть Карла ребенком в образе наследника австро-венгерского трона! Как мне показалось, романтичная аура его родного региона, а также соседних Зальцбурга и Тироля сильно повлияли на дизайнера.

Кадр из фильма «Реинкарнация», снятого Карлом к показу Chanel Métiers d’Аrt Paris-Salzburg. Кара Делевинь в роли Сисси, Фаррелл Уильямс в роли австро-венгерского императора Франца-Иосифа
Кадр из фильма «Реинкарнация», снятого Карлом к показу Chanel Métiers d’Аrt Paris-Salzburg. Кара Делевинь в роли Сисси, Фаррелл Уильямс в роли австро-венгерского императора Франца-Иосифа

Действительно ли на создание жакета Коко Шанель вдохновила униформа мальчика-лифтера из зальцбургского отеля, как утверждает Карл? Кто-то из команды Chanel упомянул недавний фильм Уэса Андерсона «Отель Гранд-Будапешт» в качестве источника вдохновения, и один из жакетов Chanel действительно напомнил мне о фильме.

В блогосфере коллекцию назвали «предосенней», что вписывается в расписание показов prêt-à-porter, однако и Бруно Павловски, президент Chanel по моде, и Карл Лагерфельд сходятся во мнении, что коллекция более близка Haute Couture (насколько я поняла, это касается как сложности отделки вещей, так и их стоимости).

Модели идут по залам замка Леопольдскрон
Модели идут по залам замка Леопольдскрон

«В последнее время традиционные ремесла вновь обретают популярность. Причем именно молодые люди выказывают свой интерес к ним», — говорит Павловски.

Я поговорила и с Юбером Баррером, главой школы Лесажа, который сказал, что эта Зальцбургская коллекция стала настоящим «подарком» для него и его команды. У них было достаточно времени, чтобы изучить знаковые символы эпохи: творчество Моцарта, фон Хофмансталя, театральные постановки, летние праздники и биографию Сисси, которую в 1955 году сыграла Роми Шнайдер.

Сьюзи Менкес с Карлом Лагерфельдом и Хэмишем Боулзом из американского Vogue
Сьюзи Менкес с Карлом Лагерфельдом и Хэмишем Боулзом из американского Vogue

Я надеюсь, кто-нибудь ведет хронику этих показов Métiers d’Art  последних десяти лет, которые уникальны и по уровню мастерства, и по уровню постановки.

И ждите моего следующего материала, в котором я расскажу, как в Chanel, благодаря силе воображения Карла, создаются эти немыслимо прекрасные вещи.

Финал показа коллекции «Париж-Зальцбург 2014/15»
Финал показа коллекции «Париж-Зальцбург 2014/15»

Instagram @SuzyMenkesVogue
Twitter @SuzyMenkesVogue
Facebook.com/SuzyMenkes

еще в разделе Suzy Menkes

Зальцбургская сказка Chanel

Новое поколение учится традиционным ремеслам в мастерских Chanel

В мастерских Métiers d’Art я наблюдала, как забытые ремесла возрождаются ради Высокой моды

Зальцбургская сказка Chanel

Прошлым вечером на церемонии British Fashion Awards я заметила неподдельные эмоции

А также нас всех удивило появление Джона Гальяно, пришедшего, чтобы вручить награду Анне

Зальцбургская сказка Chanel

Bellissima! Об истоках модной революции в послевоенной Италии

В Риме прошло праздничное открытие выставки Bellissima, посвященной итальянской моде

комментарии /

самое популярное

18 главных тенденций сезона весна-лето 2018
Тенденции 18 главных тенденций сезона весна-лето 2018

Странные плащи, пластик, вареный деним, зеленый неон, поп-арт, перья и глиттер — все, что мы будем носить через полгода


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru