You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. Suzy Menkes
  2. Suzy Menkes

Suzy Menkes

Международный редактор VOGUE Сьюзи Менкес — один из самых известных в мире модных критиков. На протяжении 25 лет работавшая обозревателем International Herald Tribune (теперь The International New York Times), сегодня она пишет только для VOGUE — обо всем, что происходит в мировой моде

Почему мода — на грани кризиса

На примере ухода Рафа Симонса из Christian Dior Сьюзи Менкес объясняет, почему темпы работы модной индустрии, рост продаж и роли соцсетей вышли из-под контроля

24 Октября 2015

Финал Christian Dior Haute Couture весна-лето 2015

Объявление о том, что Раф Симонс покидает свой пост креативного директора Christian Dior, больше похоже на сиквел фильма «Диор и я». В этой второй части ленты рассказывалось бы о том, как бельгийский дизайнер пришел в легендарный парижский Дом, мы бы увидели его старания, его слезы, миллион цветов, украшавших стены кутюрного показа, — его безусловный триумф. Но тут, как и с любым дизайнером, возглавляющим модный Дом такого уровня, одного успешного показа недостаточно. Пленка будет постоянно прокручиваться: снова и снова. Январь — Haute Couture, март — ready-to-wear, май — круизная коллекция, июль — снова кутюр, а в ноябре...

Добавьте к этому рекламные кампании, личные выступления, открытия магазинов, выставки, интервью, предпродажи, Instagram — поразительно, что дизайнеры к этому готовы. И не удивительно, что такой темп почти невозможно выдержать.


Раф и бренд расстались полюбовно, но заявление Дома вполне определенное. После трех лет у руля компании Раф Симонс не будет продлевать свой контракт с Christian Dior «по личным причинам». И шоу в начале этого месяца — прекрасно принятое публикой тонкое сочетание викторианского белья и современной одежды — было его последним показом для французского Дома.


«Это решение обдуманно и основано на моем собственном желании», — сказал Раф, поблагодарив Бернара Арно, председателя и главного исполнительного директора LVMH, и Сидни Толедано, главного исполнительного директора Dior.


Дженнифер Лоуренс и Раф Симонс

Лично у меня нет никакой информации по поводу случившегося, в частности потому, что я сейчас нахожусь в Сиднее. Но мне вспомнился один случай: в прошлом году на Frieze Art Fair я прислала Рафу сообщение с вопросом, где он находится и где бы мы могли встретиться. Я знаю его с самого начала его карьеры. Ответ, который до сих пор хранится в моем телефоне, был таким: «Я очень соскучился, но расписание сейчас слишком плотное из-за показа в декабре. Ужасная запарка».


Я была крайне удивлена: не может отлучиться из Парижа в Лондон на один день? Не нашел времени для своего главного источника вдохновения, современного искусства, в котором он так сведущ? Стоит ли становиться ведущим дизайнером, чтобы прийти к этому?


Действительно, ситуация, по-моему, выглядит следующим образом: дизайнеры крупных Домов моды — птицы в золотой клетке. У них есть все — от широкого круга помощников и водителей до перелетов первым классом, доступ в высшее общество и любовь знаменитых клиентов. Все, кроме времени.


В индустрии дела обстоят именно так: мы знаем, что творческие люди балансируют буквально на грани и прибегают к помощи препаратов, чтобы справиться. На ум сразу приходит трагическая история Ли Маккуина и ее не менее трагическая развязка. А еще история Марка Джейкобса, который буквально разрывался на части во время работы на Louis Vuitton, пока наконец не решил заняться собственным брендом. И здесь будет уместно упомянуть случай с тем же Christian Dior, Джоном Гальяно и его пьяном антисемитском бреде, который впоследствии привел к краху его блестящей карьеры.


Мы видим дизайнеров, которые используют механизмы защиты. Например, Фиби Фило из Céline наотрез отказывается переезжать из родной Англии в Париж. Или Эди Слиман, бежавший из Парижа в далекий Лос-Анджелес. Дизайнеры — чувствительные по своей сути, эмоциональные творческие люди, а от них требуют бесконечно много. Порой слишком много.


Однако трудно не только им. Трудно и байерам, и редакторам, и вообще всем людям индустрии моды, которые пытаются угнаться за таким темпом. Давление усугубляется онлайн-продажами — скорость цифрового мира обостряет и без того непростую ситуацию. Теперь уже, говоря о «быстрой моде», мы не подразумеваем лишь только H&M и Uniqlo. В равной степени это применимо и к премиальному универмагу Bergdorf в Нью-Йорке, и к парижскому Bon Marché.


Финал Christian Dior Haute Couture осень-зима 2014

В условиях диктатуры новых видов медиа — Twitter, Instagram и SnapChat — появляется новое требование к дизайнерам — они должны бороться за внимание и ссылки на свой бренд в аккаунтах знаменитостей. Главные жертвы высоких скоростей моды — бесспорно, креативные директора, которые, как ни парадоксально, являются при этом сердцем и душой нашей индустрии. Без них моды не существует, остается лишь эхо идей —повторение старого, а качественно новый продукт и новые формы напрочь отсутствуют.


В конечном счете мир моды может только поблагодарить Рафа Симонса за храбрый поступок, за то, что он вышел из дверей Дома Dior с гордо поднятой головой, чтобы вернуть себе свою жизнь.


Но все же кто-то должен будет занять его место и возглавить Dior. Дом Balenciaga только накануне закрыл подобную вакансию, пригласив Демну Гвасалию занять место бывшего креативного директора Александр Вэнга. Если LVMH выдвинет кандидатуру Рикардо Тиши, как и предполагалось, то Дом Givenchy, соответственно, потеряет своего креативного директора.


Мы привыкли называть эту чехарду вакансий в ведущих Домах моды не иначе как «веселая карусель». И все же тучи сгущаются, и я задаю себе логичный вопрос: «Кого бросят в львиный ров в следующий раз?»


Финал круизного шоу Christian Dior 2016


Instagram @SuzyMenkesVogue

Twitter @SuzyMenkesVogue
Facebook.com/SuzyMenkes
комментарии

подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad