
Suzy Menkes
Международный редактор VOGUE Сьюзи Менкес — один из самых известных в мире модных критиков. На протяжении 25 лет работавшая обозревателем International Herald Tribune (теперь The International New York Times), сегодня она пишет только для VOGUE — обо всем, что происходит в мировой моде
Жанна Ланвен: нежная сила моды
Обзор новой выставки в Париже
24 Марта 2015

Кремового цвета платье, усеянное россыпью сверкающих бусин-капель, кажется мягким и тонким, точно бумага. Оно разложено на столе с откидной, как у рояля, крышкой, подняв которую можно рассмотреть его другую сторону, совершенно идентичную первой. Итак, передо мной два ракурса искрящегося платья. |

О Жанне Ланвен я успела узнать многое: дизайнер завоевала популярность в 1920-е годы благодаря миниатюрным шляпкам, изящным платьям, любви к особому оттенку синего, как на фресках Фра Анжелико, и трепетному отношению к своей дочери, очаровательной и безупречно воспитанной Маргерит, образ которой навсегда запечатлен в логотипе Lanvin. |

Lanvin — первый бренд в истории моды, который олицетворяет определенный стиль жизни, что всегда выражалось в его продукции: детской одежде, вещах для приданого, вечерних туалетах и спортивных вещах как для женщин, так и для мужчин. |
Jeanne Lanvin, выставка в парижском Pallais Galliera, продлится до 23 августа, ее курируют Оливье Сайяр и Альбер Эльбаз, нынешний креативный директор Дома, альтер эго Ланвен. Экспозиция, сделанная ими, легка, свежа и прелестна, словно луговые лилии в майский день. |

Платья, некоторые из которых выглядят довольно хрупкими после столетия, проведенного в сундуке, созданы на радость женщинам: их мягкие лифы, узкие талии и пышные подолы удобны и практичны. Можно представить себе с какой радостью модницы двадцатых годов надевали эти воздушно-легкие наряды вместо тугих корсетов. |
Многие платья представлены в любимых Жанной синих цветах: лазурном и оттенках делфтского фарфора, нежно-голубом и цвете индиго. |

Есть также платья нежно-розового и сероватого цветов, предназначенные для прогулок по парку с дочерью; а вот и короткое платье цвета желтой розы, украшенное блестящими полосами, похожими на струи весеннего дождя. |

Альбер Эльбаз вспоминает, как в 2001 году, незадолго после начала работы в Lanvin, он обнаружил сундуки на чердаке ателье. В них хранилось более пятисот платьев, найденных в начале восьмидесятых, а также более трехсот альбомов с набросками и эскизами, спрятанных после смерти мадам Ланвен в 1946 году. |
«Когда мне впервые показали эти вещи, меня поразила их тонкость, — рассказал Эльбаз. — Они похожи скорее на подкладку платья, чем на настоящее платье. А ведь это очень интимный предмет туалета, примерно как пижама, он дотрагивается до тела. Вещи, сшитые Ланвен, не производят умопомрачительного эффекта. Их можно сравнить не с бриллиантами, а скорее с жемчугом: они не ослепляют, а сияют матовым блеском». |

Lanvin, основанный в 1889 году, — старейший модный Дом из существующих ныне. Его философия отражена в рисунке гуашью, на котором изображены тонкая женщина с короткой стрижкой в стиле 1920-х и ее маленькая дочь в голубом платье, дергающая маму за пышный подол розового платья, украшенный рисунками цветочных букетов. |

Экспозицию открывают простые черные платья, на которых изысканно сверкают кристаллы Swarovski, а шелковая бахрома оттеняет блеск атласа. |

Затем следуют наряды 1920-х годов в весенних оттенках — бледно-желтом, светло-зеленом, серо-коричневом — и воздушно-легких тканях: крепдешине, тафте, тюле. Более плотные бархатистый шелк и ламе Ланвен начала использовать в 1930-х годах. |

Нужно заметить, что, хотя в наши дни музейные выставки выполняют порой функцию рекламных кампаний для модных брендов, между сегодняшним Lanvin и этими хрупкими, изысканно украшенными платьями нет ничего общего. |

«Мне хотелось уделить ей должное внимание, — сказал мне Эльбаз. — Уже давно Жанна Ланвен исчезла со всех радаров: королевой техники признали мадам Гре, Вьонне объявили королевой узора, а Шанель — королевой всего на свете! Меня же осенило, что Ланвен была первой, кто формировал определенный образ жизни, она была самым находчивым дизайнером. Она создавала вещи Haute Couture, одежду для мужчин, мебель, детские вещи, выпускала духи, пудру, косметические средства. В этом она была самой первой и самой изобретательной». |

В экспозиции не совсем удалось отразить масштабы деятельности Ланвен, здесь не показаны созданные ею свадебные наряды, нижнее белье, меховые вещи, спортивная одежда для мужчин и женщин, которая во времена Ланвен производила фурор. Выставка не упоминает и о бутиках Ланвен в Биаррице, Довилле, Каннах, Ле-Туке, а также далеких Барселоне и Буэнос-Айресе. |

Представлен тем не менее купальный костюм 1924 года, украшенный пайетками в форме звездочек. Есть также секция, посвященная мотивам, повлиявшим на Ланвен: этническим, экзотическим, средневековым и восточным. Ланвен экспериментировала с мотивами ар-деко, современными ей, и формами японских кимоно. Спектр ее интересов был гораздо шире формального парижского Haute Couture. |

Создательница тонких и нежных платьев была женщиной с железной волей. Об этом говорит и запуск аромата Aprège, который задумывался как подарок для Маргерит на ее тридцатилетие: круглый черный флакон украшен логотипом Lanvin, изображением матери и дочери. Aprège был создан в честь музыкального таланта Маргерит, в аромате Жанна хотела запечатлеть впечатление от арпеджио в исполнении дочери. |

Оливье Сайяр сказал, как Эльбаз пишет теперь историю Lanvin: «Роль заглавных букв у него выполняют юбки, декоративность назаметна, а за скобками всегда остаются пальто и аксессуары», — метафорично выразился Сайяр. |
В выставке нет работ Альбера, но его присутствие ощущается, как сказал куратор Pallais Galliera, в «его отсутствии». |
«Альбер Эльбаз не хотел, чтобы его работы фигурировали в выставке наравне с творениями дизайнера-основательницы. Его скромность делает ему честь, — сказал Сайяр. — Однако его присутствие выразилось в нашей совместной работе над выставкой, составлении описаний моделей, их отборе и их расположении в экспозиции». |

Это одна из самых спокойных выставок о моде из тех, что я когда-либо видела. Она кардинально отличается от эмоциональной экспозиции Alexander McQueen Savage Beauty, открывшейся в Музее Виктории и Альберта и от From the Sidewalk to the Catwalk, выставки, посвященной Жан-Полю Готье, впервые презентованной в Монреале в 2011-м и колесившей с тех пор по миру (наконец From the Sidewalk to the Catwalk будет открыта в Гран-Пале в апреле). |

Несмотря на то что многие платья разложены по стеклянным коробкам, Сайяру и Эльбазу удалось отразить главные принципы Lanvin во все времена: свобода в моде, равенство и братство. |

Instagram @SuzyMenkesVogue Twitter @SuzyMenkesVogue Facebook.com/SuzyMenkes |