Chanel №5 — история легендарного аромата

Вспоминаем прошлое, настоящее и будущее великой истории, придуманной мадемуазель Шанель, в честь 100-летия аромата
Chanel №5
chanelofficial 

Самый популярный аромат в мире носит простое название, даже не требующее перевода. То же самое мы говорим и о содержимом лаконичного флакона вне времени — невыразимое сочетание нот будто бы повторяет фразу Коко: «Они пахнут женщиной». В честь 100-летнего юбилея рассказываем, как Chanel №5 стал революцией в мире парфюмерии и какие великие женщины воплощали собой эстетику аромата в рекламных кампаниях.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Как создавался аромат

В 1921 году Габриэль Шанель и парфюмер Эрнест Бо подарили миру новый аромат под номером пять. Родился он в лаборатории Бо на Лазурном Берегу, в Грасе — обители парфюмерии того времени.  

Но идея создания первого аромата Дома появилась еще раньше на юге Франции — в Монте-Карло, где Шанель отдыхала с русским князем Дмитрием, племянником Николая II. Тогда решение выпустить собственные духи не казалось таким логичным, как в наше время: в начале века парфюмерия была далека от моды и четко отделялась от нее как совершенно иное ремесло.

Именно князь Дмитрий познакомил Габриэль с сыном бывших парфюмеров русского царского двора Эрнестом Бо, который с 17 лет был приставлен к Ралле — первому французскому парфюмеру в России.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Композиция аромата

Вопреки моде на ароматы того времени, где за основу брали запах одного цветка, Шанель просит придумать сложную композицию, которая напоминала бы платье, созданное из множества деталей.

Так и появилась новаторская пирамида аромата: в ничем не украшенном флаконе смешалось сразу 80 элементов, часть из которых держится в строжайшем секрете и по сей день. К нотам майской розы, жасмина (он появился в композиции по пожеланию Коко), иланг-иланга и сандала были добавлены альдегиды, с которыми долго экспериментировал Бо. Благодаря этим летучим синтетическим соединениям цветочные ноты стали более легкими и воздушными по звучанию. Их впервые в истории использовали в такой большой концентрации — именно этот шаг в современность принес славу парфюмерному Дому и задал планку всем дальнейшим ароматам марки.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

По словам парфюмера, на создание образцов его вдохновил полярный круг, утонченная северная красота которого не поддается разгадке. 

Шанель выбрала пятый по счету аромат из представленных — так цифра стала ее талисманом на долгие годы. В счастливую дату она чаще всего назначала показы: коллекции традиционно были представлены пятого февраля или пятого августа.

В 1986 году Жак Польж создал парфюмированную воду Chanel №5, которая переосмысляет оригинал на новый лад, но сохраняет самое главное — его загадочную сложность. 

Известно, что верхние ноты образуют фирменные альдегиды, экзотический цветок иланг-иланга с Коморских островов и нероли из Граса. Ноты сердца по-прежнему принадлежат грасскому жасмину и майской розе, выращенной специально для Chanel. А за мягкий и глубокий шлейф отвечают ваниль с острова Реюньон и сандал. Над десятками остальных компонентов приходится только гадать самым взыскательным «носам».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Рекламные кампании Chanel №5

Еще не успев стать мировой классикой, аромат пользовался особой популярностью в Америке, а затем плавно «перекочевал» в Азию. Молва о нем разошлась по всему миру так быстро, что во время освобождения Парижа во Вторую мировую войну улицу Камбон заполонили десятки солдат — все они стояли в очередях к бутику, чтобы привезти своим любимым заветный флакон. 

Позднее парфюмерный Дом обращался к женщинам всего мира, чтобы те воплощали собой идею женственности и силы в рекламных кампаниях №5.

В 1937 году лицом аромата стала сама Шанель. Она не только бросила вызов парфюмерам, посягнув на их территорию, но и сама позировала для рекламы новинки в номере отеля Ritz.

Photo François Kollar ©Ministère de la Culture — Médiathèque du Patrimoine, Dist. RMN

1954 год ознаменован Мэрилин Монро, которая увековечила аромат в своей знаменитой цитате. Тогда на вопрос журналиста о том, что она надевает на ночь, Монро ответила: «Лишь несколько капель №5». После этого флакон стал прочно ассоциироваться с кинодивой, а продажи тут же взлетели до небес. Но актриса при жизни так и не стала лицом Chanel — только в 2013 году вышла реклама аромата с Мэрилин как дань великой женщине, полюбившей великий аромат.

В 1959 году лицом аромата стала Сьюзи Паркер. После неофициального амбассадора Мэрилин многие актрисы мечтали представить аромат-легенду. Это и сделала модель и актриса Паркер, снявшись в рекламном видео Ричарда Аведона под запоминающимся лозунгом «Каждая живущая на земле женщина любит Chanel №5».

CHANEL/Photo by Richard Avedon

В 1971 году Катрин Денев вместе с Chanel создали одну из самых популярных реклам того времени. На постере никаких лозунгов — намного красноречивее говорят об аромате портрет актрисы и прозрачный флакон. Немалую роль сыграла и сама фотография Денев работы Ричарда Аведона: она придала аромату еще большей изысканности на годы вперед.

CHANEL/Photo by Richard Avedon

В 2004 году чести прикоснуться к французской легенде удостоилась голливудская актриса Николь Кидман. Кстати, трехминутная реклама с ее участием чем-то напоминает блокбастеры, в которых привыкла сниматься Николь, — Баз Лурман снял ее за 42 миллиона долларов. Этот ролик и на сегодняшний день считается одним из самых дорогих за всю историю рекламной индустрии.

CHANEL/Photo by Patrick Demarchelier

В 2009-м аромат рекламирует Одри Тоту, что неудивительно: в этом же году она сыграла создательницу №5 в картине «Коко до Шанель». В рекламном ролике актриса играет саму себя в объективе База Лурмана, повторяя успех прошлой рекламы, — нуаровое видео с налетом эстетики фильма «Амели» надолго становится классикой парфюмерной рекламы. 

CHANEL/Photo by Dominique Issermann

В 2014-м и 2016-м лицами аромата успели побывать модели Жизель Бюндхен и Лили-Роуз Депп. Представляя собой два разных поколения, они демонстрируют силу аромата: он вне возраста, времени и места — подходит абсолютно каждой женщине, осмелившейся его носить. 

В 2020-м Chanel объявил, что новым лицом №5 стала французская актриса Марион Котийяр. Она словно магнитом притягивает к себе экранные образы, которые невозможно забыть. Одним из таких стала новая роль актрисы в рекламной кампании главного женского аромата на протяжении почти 100 лет. 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Режиссер Юхан Ренк исполняет мечту Марион и отправляет ее на Луну с флаконом в руках. Переливающийся золотой наряд на актрисе — новая интерпретация платья, которое носила сама Габриэль Шанель. Оно перекликается с лунной поверхностью и отражается в звездах вокруг, на фоне которых и происходит завораживающий танец двух влюбленных. Судя по накалу эмоций, это была их мечта — перенестись сюда только вдвоем в густом облаке аромата.

Кстати, красивый танец с мужчиной мечты актриса репетировала ровно пять дней — эта магия вокруг счастливой цифры определенно понравилась бы самой Коко, которая верила в знаки.

Марион признается, что с подросткового возраста мечтала стать той женщиной, для которой был создан аромат №5, что и случилось с выходом новой рекламной кампании в честь 100-летия легендарного парфюма. Советуем и вам поступить как великая французская актриса, а именно — нанести на тело пару капель под номером пять и во что бы то ни стало осуществить свою заветную мечту.

Марион Котийяр для Chanel

На сайте могут фигурировать ссылки на внешние ресурсы, которые мы не администрируем и не контролируем. Политика конфиденциальности, практикуемая другими сайтами, не находится в сфере нашего влияния. Как только вы осуществляете переход на другие ресурсы, вы должны найти информацию об их политике конфиденциальности, прежде чем вводить на них свои данные.