Почему значок cruelty free — зачастую просто обман 

Вся правда о тестировании косметики на животных  
cruelty free
tezza

Казалось бы, благодаря тяжелой работе активистов, журналистов, ученых и кинорежиссеров все меньше и меньше косметических средств тестируют на животных. Многие думают, что этичная продукция вскоре станет нормой. Почему? Во времена социально-политических беспокойств, экономической нестабильности и экологического кризиса все больше потребителей хотят тратить деньги на средства, произведенные компаниями, которые ответственно относятся к своему влиянию на окружающую среду и готовы открыто об этом говорить. Правда, в сфере этичной косметики все не совсем так, как может показаться на первый взгляд.

«Отношение общества к тестированию косметики на животных быстро меняется, и подтверждение этому можно найти по всему миру: при огромной поддержке населения все больше стран вводят запреты на подобные действия», — рассказал Vogue представитель программы PETA «Мировая индустрия красоты вне рамок бизнеса». В США существуют ограничения на тестирование продукции на животных, а в Великобритании, странах Евросоюза, Австралии, Индии, Израиле, Новой Зеландии, Норвегии, Швейцарии, Турции и ряде других государств это запрещено вовсе. «Во многих других странах сейчас есть законопроекты таких запретов, — добавил представитель PETA. — Если варварские, архаичные эксперименты наконец-то прекратить и запретить, индустрия вынуждена будет перестроиться, направить время и деньги на разработку более этичных методов».

Сегодня Китай — крупнейшая страна-производитель косметики, где тестирование на животных все еще является обязательным. PETA с нетерпением ждут вступления в силу Cosmetic Supervision and Administration Regulation — свода правил, ограничивающего жестокое обращение с животными при производстве косметики и товаров личного потребления. Однако из-за пандемии COVID-19 работа по этому делу приостановлена.

Instagram content

View on Instagram

Альтернативные методы тестирования

«Причин отказаться от тестирования на животных очень много: и этических, и научных, и финансовых», — считает эксперт в области альтернативных методов тестирования косметики Эрин Хилл. Стоит вспомнить, что вирусы вроде COVID-19 имеют прямое отношение к разрушению экологии человеком. Уже один этот факт делает отказ от жестокости по отношению к животным хорошей идеей. «Альтернативные тесты, которые сейчас часто называют «новыми подходами», позволяют не просто отказаться от жестокости, но и собрать более точные с точки зрения реакции человеческого организма на то или иное вещество данные, и сделать это в более короткие сроки», — говорит Хилл.

PETA сообщают, что этичные компании используют в своей практике современные методы сбора данных о действии компонентов: например, сложные тесты с использованием человеческих клеток и тканей (их еще называют in vitro), продвинутые технологии компьютерного моделирования (методы in silico) и данные фокус-групп с участием людей-волонтеров. «Эти и другие методы никак не затрагивают животных и позволяют более точно оценить вероятность возникновения у человека непереносимости того или иного вещества. Они снимают проблемы, вызванные видовыми различиями, так как зачастую применить полученные на основе данных тестирования на животных результаты к человеческим параметрам сложно. Также они, как правило, стоят дешевле и требуют меньше времени на выполнение», — подтвердил представитель PETA.

Instagram content

View on Instagram

Однако Хилл считает, что у термина «этичный» нет единого определения и трактовки: «Различные группы, ратующие за права животных, по-разному смотрят на то, какой именно продукт может получить сертификат этичности». По ее мнению, одни принимают в расчет только практики тестирования уже готового продукта, тогда как другие хотят знать, есть ли тестирования, подразумевающие насилие над животными, в компаниях — поставщиках веществ, входящих в продукт. Если поставщики тестируют вещества на животных, а производители средств нет, часто на продукте все равно ставят значок этичности cruelty free, но на самом деле это обман потребителей.

«Важно понимать, что cruelty free — маркер этичности лишь конечного продукта, а не входящих в его состав компонентов. Большинство веществ на животных все-таки тестируется», — объясняет создатель документального фильма Toxic Beauty (2019) Сара Джей, основавшая организацию All Earthlings, цель которой — повысить прозрачность цепи поставок в индустрии красоты.

Реки, озера и океаны

Важно также думать о том, какое влияние продукт оказывает на планету, когда средство уже готово. Если сам состав не тестировался на животных, это не значит, что производство и готовый продукт не наносят им вред. Все, что мы смываем в канализационную трубу, оказывается в реках, озерах и океанах, а значит — в желудках и тканях морских животных. То же происходит с солнцезащитными средствами, которыми мы пользуемся, когда идем на пляж. Все это — часть отравляющего природу цикла.

А еще все пластмассовые тюбики, колпачки и баночки из-под косметики, которую вы купили за всю свою жизнь, по прежнему где-то лежат. Большинство видов пластика разлагается около 1000 лет. И хотя появляется все больше биоразлагаемых солнцезащитных средств со значком reef-safe, которые, по обещаниям производителей, не вредят коралловым рифам и населяющим их существам, исследования организации Haereticus Environmental Laboratory выявили, что входящие в них ингредиенты на самом деле представляют опасность для морских обитателей

Значок cruelty free не гарантирует этичность, потому что он не подразумевает, что при производстве не использовались компоненты животного происхождения. Расследование организации All Earthlings выявило, что 89 процентов косметических средств, в составе которых есть сквалан, добываемый из печени акул, имеют на упаковке значок этичности cruelty free и vegan.

Instagram content

View on Instagram

Сквалан — вещество, которое получается в результате гидрирования сквалена. Это популярный сейчас косметический компонент, который можно добывать из оливок, сахара, кукурузы и амаранта. Также его можно биосинтезировать. Несмотря на это, большинство брендов предпочитает добывать его из печени акул. «Так что ваш сквалан, гиалуроновая кислота, альфа-гидроксикислоты, кератин, биотин, ретинол и ряд других веществ часто добываются в результате убийства животных. Это стимулирует развитие промышленного животноводства и, как в случае со скваланом, также способствует вымиранию диких животных, которые являются важной частью экосистемы», — рассказывает Джей. Все перечисленные ею вещества в составе средств на ваших полках, возможно, добыты из тканей животных. Раскрытие источника ингредиентов не является обязательным по закону.

«Брендам не так трудно купить право называться vegan и cruelty free, а потом поместить эти значки на упаковку, — продолжает Джей. — Все эти сертификаты выдаются на основе рассмотрения списков ингредиентов в составе средств. В этом процессе не участвуют третьи лица, которые бы проверяли подлинность предоставленной информации, отслеживали происхождение ингредиентов и утверждали право на использование значков». По ее словам, Управление по санитарному надзору США за качеством пищевых продуктов и медикаментов и канадское правительство не давали на правовом уровне определения терминам «подходит для веганов» и «этичный в отношении животных».

Instagram content

View on Instagram

Джей полагает, что брендам стоит рассмотреть всеохватывающий подход к понятию «этичный в отношении животных», а государствам — запретить использование всех ингредиентов, способных нанести потенциальный вред здоровью людей и состоянию окружающей среды. Также она настаивает на переходе на экологически устойчивую упаковку без использования пластика и предлагает разработать продукты, которые можно использовать повторно. Но главное — прозрачность всех процессов. «Если мы говорим о тестировании на животных, давайте так это и называть, а не вводить абстрактное понятие этичности», — поясняет она.

Всеохватывающий подход означает, что бренды должны думать обо всем — от ингредиентов до упаковки и состояния планеты и ее обитателей. Некоторые компании уже подошли к своему делу именно с такой позиции: в их числе O-Way, продукцию которой можно приобретать без упаковки, Unwrapped Life, которая работает по принципу безотходности, и такие бренды декоративной косметики, как Sappho и RMS, чьи средства упакованы в стекло и бумагу. Также советуем обратить внимание на  Kinder BeautyAlpine Provisions и Shared Planet. Джей предлагает искать маленькие независимые бренды, для которых покупка лицензий vegan и cruelty free может быть нерентабельной, несмотря на то что они используют чистые ингредиенты неживотного происхождения.

«Говоря об этичности по отношению к животным, нужно мыслить шире значка с зайчиком, и помнить о существах, которые страдают в результате того, что мы производим косметическое средство. Не забывайте о постепенном исчезновении сред обитания животных, о росте размеров свалок, об отходах от добычи ископаемых и сельского хозяйства и о том, что многие виды постоянно страдают от отравления токсинами, которые содержатся в наших баночках», — говорит Джей. Права животных можно защитить только после того, как возрастает прозрачность производства и сила прав потребителя — когда мы призовем бренды и поставщиков к ответу, когда государства начнут настаивать на соблюдении справедливых правил.

А пока возьмите ответственность в свои руки: разберитесь во всех деталях, внимательно читайте этикетки и спрашивайте у брендов, откуда они получают ингредиенты. «Будущее индустрии красоты — за законодательным регулированием, упрощением, возможностью отказаться от упаковки, безотходностью, отказом от токсичных веществ и переходом на растительные. А еще за многогранностью и упором на правильное питание и благополучие людей, — подводит итог Джей. — Проблема тестирования на животных пропадет сама собой, когда мы поставим своей целью использование безопасных и экологически устойчивых ингредиентов».

Instagram content

View on Instagram