Главные герои диджитал-моды. Часть 2

Виртуальная корона для встреч в Zoom, платье, которое, как цветок, распускается прямо на хозяйке, кроссовки из бульона и миллионы ожидаемой прибыли — первопроходцы мира цифровой моды рассказывают, чего нам ждать за гранью реальности
Главные герои диджиталмоды. Часть 2
Vogue Россия, январь 2022. Иллюстрации: Oleg Borodin

Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.

Регина Турбина

Создательница маркетплейсов Replicant и Artisant

По запросу «Регина Турбина первая» «Гугл» выдает 542 тысячи результатов. Первая благотворительная коллекция диджитал-одежды в мире, первая виртуальная коллекция одежды в России, первый проданный у нас в стране диджитал-лук. Последний и прославил Регину в московских инстаграмах — спортивный костюм с силуэтом Анны Болейн на груди в марте 2020-го купил у Турбиной медиаменеджер «Яндекса», экс-главред «Афиши» Даниил Трабун.

Читайте также
Главные герои диджитал-моды. Часть 1

Виртуальная корона для встреч в Zoom, платье, которое, как цветок, распускается прямо на хозяйке, кроссовки из бульона и миллионы ожидаемой прибыли — первопроходцы мира цифровой моды рассказывают, чего нам ждать за гранью реальности

article image

Регина родилась 25 лет назад в Уфе, изучала ­дизайн и искусствоведение в Уфимском неф­тяном университете. Еще во время учебы шила футуристичные наряды под собственной маркой Ophelica. В 2019-м Регина попала на лекцию создательницы телеграм-канала Good Morning, Karl! Кати Федоровой в ­«Атриуме» о новых технологиях в моде, вдохновилась ее рассказом про датский диджитал-бренд Carlings и создала первую в России коллекцию онлайн-одежды. Трабун заплатил Турбиной 5000 руб­лей за создание цифрового наряда и нескольких снимков в нем. А уже через месяц, в апреле, Регина участвовала в виртуальном сезоне Mercedes-Benz Fashion Week Russia: вообще-то ее приглашали показать коллекцию Ophelica на привычном подиуме, но Неделю моды перенесли в онлайн из-за ковида, и для Регины это стало шансом показать вещи, которые существуют только в метавселенной.

В мае 2020-го Турбина запустила диджитал-­маркетплейс Replicant, в июне 2021-го — Artisant. Зачем Турбиной сразу два маркетплейса с изделиями из жидкого серебра, этичного — ибо цифрового — меха и живых бабочек? Потому что на Replicant вы платите за то, чтобы «примерять» вещи Регины и дружественных ей дизайнеров в виртуальной комнате или надевать их на свои портреты. А вот на маркетплейсе Artisant каждая вещь — это предмет искусства, NFT-лот. Replicant — это, по словам Регины, Web 2, а Artisant — Web 3, он же блокчейн. Примерка самой дорогой вещи на Replicant стоит 5 тысяч рублей, покупка самого дорогого наряда на Artisant — 2,5 эфира, что приравнивается к 787 тысячам рублей. Почему такая разница?

Регина Турбина

Vogue Россия, январь 2022. Иллюстрации: Oleg Borodin

«Web 2 — это централизованный интернет, — объясняет Турбина. — В инстаграме, например, твой контент не принадлежит тебе, несмотря на то что ты его создаешь. Мне пришлось завести новый аккаунт, потому что мой предыдущий профиль заблокировали. А вот в Web 3, в блокчейне, информация хранится децентрализованно — ее нельзя удалить или отнять у того, кто ею владеет. Элементы одежды в блокчейне превращаются в NFT-токены, становятся полноценной экономической единицей. Вещи, купленные на Artisant, можно не только носить самому, но и перепродавать. Они могут расти в цене».

Интересуюсь у Регины, можно ли в 2021-м зарабатывать на жизнь только на виртуальной моде. «Конечно, можно. Вот вчера, например, я продала на Artisant вещей на две тысячи долларов. Дизайнеры, которые выставляют виртуальные вещи на нашей платформе, тоже хорошо зарабатывают. Мы получаем свой процент как платформа, остальные деньги идут автору вещи. Еще один способ зарабатывать на виртуальной одежде — это коллаборации. Я создавала вещи для Puma и для стриминга more.tv, вместе с Тиграном Аветисяном делала коллекцию для фонда «Подари жизнь», 70 % от продажи которой были направлены на лечение детей».

Осенью 2021-го фонд обратился к Регине в рамках кампании «смыслденег», направленной на привлечение молодой аудитории. Турбину попросили выбрать дизайнера для сотрудничества, и она тут же предложила Тиграна — вспомнила, как год назад он прочитал новости о первом проданном в России виртуальном костюме, нашел Регину в соцсетях и позвал ее в «Старбакс» обсудить будущее цифровой моды.

Фиолетовые плащи с рожицами, платья с ромашками и куртки со звездами «примеряли» Чулпан Хаматова, Манижа, Ирина Старшен­баум и Филипп Авдеев. Еще Регина лично «одела» Ивана Урганта в бирюзовый комбинезон The North Face × Gucci для каверстори в февральском GQ и перевела в виртуальную реальность расшитые бисером и пайетками платья Alexander Terekhov. Бонус в том, что на фотографиях эти платья идеально садятся на покупательниц немодельных размеров без необходимости оплачивать индивидуальный пошив. Благодаря ­инстаграм-постам Натальи Давыдовой, Ляйсан Утяшевой и Полины Гагариной виртуальный «Терехов» держится на Replicant в бестселлерах — хотя в реальной вселенной марка закрылась в январе 2021-го.

На Replicant заявки от незнакомых дизайнеров сейчас не принимают. А вот на Artisant модерации пока нет. Заполнить профиль и загрузить свое виртуальное изделие может каждый. За кем же остаются права на вещь — за дизайнером или за маркетплейсом? «В мире блокчейна вещь принадлежит только пользователю, ее никто не может отнять. Разве что только скамом. Скам — это вид мошенничества, когда ты кликаешь на ссылку в сообщении — и все, что ты имеешь в виртуальной вселенной, исчезает. Маркетплейс получает процент от продажи, но не владеет вещью, которую создал дизайнер».

В инстаграме @digital.fashion.princess Регина появляется или в виртуальной одежде с Artisant, или в черной футболке. Спрашиваю, какая офлайн-одежда нравится Турбиной. «Marine Serre, но вообще крупные бренды меня интересуют меньше, чем молодые дизайнеры. Селин Ю Хей Кван, полуфиналисты конкурса LVMH 2018 года Ottolinger, китайский бренд Didu Official. Я собираю список, потому что хочу, чтобы они все продавали свои NFT на Artisant».

Даниил Трабун

Vogue Россия, январь 2022. Иллюстрации: Oleg Borodin

Даниил Трабун

Медиадиректор «Яндекс.Дзена» и создатель виртуальных кроссовок

Недавно у моей приятельницы был день рождения — виртуальный, в ­метавселенной Cryptovoxels. Меня позвали в «клуб» с диджей-­сетом. Куча аватаров танцевали, было очень весело», — улыбается Даниил Трабун. В чем танцевал его цифровой двойник? «В NFT-пространстве любые сложные штуки во внешности стоят денег. Я сделал себе полностью черный скин с оранжевыми волосами, такого же цвета, как у меня сейчас. А еще купил скин бога Анубиса, но пока в нем никуда не выходил».

Бывший главред сайтов российского Interview и lookatme.ru в августе 2014-го возглавил «Афишу». Трабун пытался делать журнал будущего: тексты были неотделимы от роликов на фейсбуке, а бонусом прилагались наклейки для ноутбука. На вопрос, зачем нужна такая «Афиша», Трабун отвечал: «Сегодня в обществе очень напряженная обстановка. Очень многие закрываются в собственных туннелях реальности... Наша миссия — помочь читателям избавиться от тумана, который последние месяцы становится все гуще и гуще». Боимся делать выводы о состоянии этого тумана в ­2021-м исходя из того, что 33-летний Трабун теперь практически живет в метавселенной.

С 2016-го Даниил работает медиадиректором «Яндекс.Дзена». В 2019-м запустил приложение Sloy, которое умело определять, во что одеты люди на видео. Sloy просуществовал всего год, «Яндекс» закрыл эксперимент. «Но технологии распознавания вещей по фотографиям используются и сейчас», — говорит Трабун, который к тому моменту уже увлекся следующей инновацией. В марте 2020-го в вагонах московского метро показывали снимок Даниила в виртуальном костюме от Регины Турбиной с подписью: «Трабун выложил в свой инстаграм фото в обновках. И добавил, что скоро так будет одеваться весь интернет».

В апреле 2021-го Даниил разместил в своих соцсетях первые виртуальные кроссовки собственного «производства», снабдив их сторителлингом. «Пара сочетает в себе гипс и скалолазательные зацепы как символ того, что люди всегда лезут вверх независимо от своих травм и сложностей вокруг». Описание модели звучит так, будто завтра Трабун отправит техзадание на фабрику. «Материал кроссовок может показаться грубым и плотным, но на деле легкий и дышащий. Поверхность моющаяся, в комплекте есть маркеры, поэтому классно пойти на вечеринку и уйти уже в кроссовках нового дизайна, кастомизированного друзьями».

В ноябре 2021-го на NFT-маркетплейсе Rarible видео Трабуна с туфелькой из пластиковой бутылки Cinderella 23:59 | Ocean было продано за 0,236 эфира (около 75 тысяч рублей). «Золушка в моей истории не несчастная дочка, ее прозвище связано с угольным месторождением, которое нашел отец. Фея дарит ей экотуфли из пластиковых бутылок как символ чистой любви».

Новый проект Трабуна — кроссовки Primordial Soup. «В переводе — «первичный бульон». По теории биолога XX века Александра Опарина, в нем зародились микроорганизмы и возникла жизнь. Кроссовки устроены так: человек будущего покупает банку с «бульоном» и форму, в которую его нужно залить. В основе раствора — водоросли Algae, из них и сейчас делают подошвы adidas с Reebok.

Идея хороша тем, что вы покупаете обувь без срока годности. Если кроссовка рвется, вам достаточно докупить жидкость и залить ее в форму еще раз. Такой прототип устойчивого будущего». На всякий случай переспрашиваю, идет ли речь по-прежнему про NFT или Даниил задумал доставлять банки с водорослями «Яндекс»-курьерами.

«Конечно, я думал о том, чтобы сделать Primordial Soup в реальности. И уже разговаривал с одним производителем обуви в России, который делал с Pangaia кроссовки из виноградного жмыха. Мы обсуждали, что такую историю воплотить можно. Но это следующий шаг. Моя первая задача — сделать виртуальную пару, рассказать историю».

Выручку Трабун отправляет в тематические благотворительные фонды. Так, деньги от продажи Cinderella 23:59 | Ocean пошли в фонд спасения кораллов Coral Reef Alliance, на нужды организации по охране океанов Oceana Nonprofit, в фонд поддержки экологических проектов «Байкал» и «Собиратор».

У Трабуна в проекте роль вдохновителя — того, кто приходит к 3D-художнику с большой презентацией и пытается увлечь его историей. «Туфли из бутылок мы делали со студией Supervisuals, а кроссовки Slug — с дизайнером из Воронежа Юрием @iam_oblik. Я занялся диджитал-кроссовками в том числе для того, чтобы общаться с людьми, которые находятся на передовой технологий. Искать их нетрудно, у всех есть инстаграм и твиттер, и комьюнити охотно поддерживает новые идеи. Пишешь кому-то, чьи работы тебе нравятся, он смотрит твои — начинаете делать вместе».

Стремится ли Трабун к тому, чтобы его обувь сшили в реальности? «Когда я рассказываю истории о кроссовках, людям не так важно, виртуальные они или реальные, — эффект производит концепция. Но есть любопытные истории. Слышали про виртуальные кроссовки adidas Sharks? Они стали одними из самых продаваемых на AliExpress. Их создал диджитал-художник Никанор Ярмин. Adidas заинтересовался, вел переговоры с Никанором, но не сложилось. А китайцы взяли и скопировали дизайн. Художник с этих продаж ничего не получает, но это вдохновляющий пример того, как виртуальное становится реальным».

«Мне кажется, что за 3–5 лет очки дополненной реальности станут широко используемым гаджетом, — рассуждает Трабун о ближайшем будущем цифровой моды. — Уже есть Spectacles, очки от SnapChat’а. Цукерберг обещает выпустить подобные девайсы, такие же слухи ходят про Apple. Это значит, что мы будем покупать одежду с расширенными возможностями, причем ее сможет позволить себе любой, этот тренд подхватит массмаркет. Люксовые бренды достаточно консервативны, но и среди них есть те, кто заигрывает с виртуальной реальностью. Помните, у Vetements было такое худи: наводишь камеру телефона на принт и видишь, как на худи бегают мультяшные герои. Вот представьте себе, что с очками не нужно будет ничего наводить. Люди будут ходить по улице и сразу видеть друг друга в анимированной одежде». Надеемся, что не без нее.

Екатерина Ульянова

Vogue Россия, январь 2022. Иллюстрации: Oleg Borodin

Екатерина Ульянова

Операционный директор in3D

В будущем у каждого будет аватар для метавселенной. Мы хотим быть теми, кто их создает. А пока мы сделали виртуальную примерочную: человек может покрутиться перед камерой телефона, создать свою цифровую копию нажатием клавиши и увидеть, как одежда будет на ней смотреться, — рассказывает соосновательница приложения in3D Екатерина Ульянова. — Аватары выглядят суперреалистично — как в жизни или хотя бы как в игре Sims».

26-летняя Екатерина — выпускница экономфака МГУ и Высшей школы экономики. Ее муж Дмитрий окончил ВМК, защитил докторскую по компьютерному зрению в «Сколтехе». Их стартап прошел акселератор Alchemist Accelerator в Кремниевой долине и там же привлек первые инвестиции от бизнес-ангелов. Сейчас примерочными in3D пользуется американская джинсовая ­марка unspun, о которой вы знаете благодаря коллаборации с Pangaia, японский бренд горнолыжной одежды Descente и Replicant Регины Турбиной.

Рынок разработок 3D-аватаров в России уже немаленький. Помимо in3D есть стартап Malivar по созданию виртуальных инфлюенсеров для соцсетей и сервис Сбербанка Visper, который сделал для РБК цифровую телеведущую Елену. На конференции Al Journey в ноябре об аватарах впервые заговорил Владимир Путин: «Государство должно взять на себя ответственность за хранение критически важной информации. Речь уже идет не о том, чтобы обеспечить ­кибербезопасность самого человека, но также и его виртуального двойника — аватара внутри формирующихся метавселенных».

Пока госаппарат раскачивается, стартапы рвутся ввысь. Аватары in3D уже можно переносить в игры вроде GTA и Second Life, но самую ценную нишу Ульяновы видят именно в сфере виртуальных примерок. Принцип работы такой: бренд присылает подробные фотографии вещей, ребята из in3D создают из них 3D-модели. А дальше «мы можем сделать примерочную на сайте бренда, внедрить ее в их приложение или, наоборот, добавить одежду в наше приложение — тогда пользователь сможет одновременно надеть на аватар поло одной марки и брюки другой».

Чем технология in3D отличается от AR-примерки на Lamoda и Asos? Казалось бы, там достаточно навести камеру на ногу, и на ней появится кроссовка. Но в AR-вещах практически нельзя двигаться. Стоит повернуть ногой, и кроссовка исчезает. Вы видели в тиктоке мем с пуховиком, у которого плечи при танцах задираются выше головы? Плюсы аватара в том, что после сканирования тела он сам сообразит, какой у вас размер. В AR-примерочных такой функции нет. Аватары in3D передают оттенок вашей кожи и волос, изгиб спины, положение коленей. А еще они могут танцевать. Одежда останется на месте.

Ульянова уверена, что использовать аватар стоит, даже если вы предпочитаете моллы. «Вы выиграете время, если примерите десять вещей дома, выберете понравившиеся три и пойдете в реальную примерочную только с ними. Когда покупатель не разочаровывается, надевая вещи, которые казались ему подходящими на вешалках, он охотнее совершает покупки в онлайне или офлайне. Выгода очевидна».

Идея виртуальной примерочной родилась во время шопинга: Дмитрию, который увлекся разработкой 3D-модели человека с помощью телефона в 2019-м, когда оканчивал phD в «Сколтехе», надоело ждать жену в торговом центре.

Екатерина тогда работала в консалтинговой компании Prometeia, разрабатывала модели кредитного риска для банков, летала в интересные командировки вроде страны Того в Западной Африке. Но заметила, что повторяет на работе одни и те же действия, не чувствует развития. Поэтому, когда Дмитрий затеял стартап, присоединилась к мужу.

Из 18 человек в команде нетехнических специалистов только два: Екатерина — операционный директор и третий сооснователь in3D — директор по маркетингу Сергей Шерман, который с 2018-го по 2021-й был вице-­президентом подразделения Ситибанка в Тель-Авиве.

Приложение in3D официально запустилось в октябре и вошло в топ-3 лучших новых технических продуктов на Product Hunt — крупнейшей международной площадке для искателей перспективных технологий.

Постоянную подписку ($20 в месяц) за использование сервиса пока что оплачивает 350 человек. Интересуемся, где Шерман и Ульяновы видят будущие большие деньги. «Мы уверены, что на виртуальных примерочных можно заработать, иначе бы этим не занимались. Если бренд запускает сервис с виртуальной примеркой, люди чаще заходят на сайт ради нового опыта и делают больше покупок. Да, пока что многие компании используют диджитал-­одежду и аватары скорее ради маркетинга, чем ради прибыли. Взять хотя бы пример с цифровыми сумками и кроссовками Gucci или с внедрением одежды Balenciaga в игру Fortnite. Но ради имиджа бренда они готовы платить стартапам, которые могут обеспечить им билет в диджитал-фэшн». Поезд в будущее уже отправляется.

Vogue Россия, январь 2022. Иллюстрации: Oleg Borodin