© Пенелопа Три, Vogue 1971. Фото: David Bailey

Мода

Неоправданная жестокость: готова ли индустрия моды отказаться от шкур экзотических животных

Значительный процент потребителей считает защиту прав животных одной из важнейших частей экологической повестки, а почти половина миллениалов выступает за прозрачность цепей поставок.

Коронавирус пролил свет на то, чем человечеству придется платить за эксплуатацию диких животных и торговлю ими. Сможет ли индустрия моды в свете этой информации наконец перестать торговать изделиями из экзотической кожи? Сегодня многие считают использование кожи крокодилов, аллигаторов и страусов неэтичным и неактуальным, но долгие годы аксессуары из этих материалов были признаком высокого достатка. В 2017 году инкрустированная бриллиантами сумка Birkin из кожи белого гималайского крокодила была продана на аукционе «Кристис» за 293 тысячи фунтов (более 25 миллионов рублей). В 2020-м маленькая сумка Gucci Zumi из кожи аллигатора обойдется почти в два миллиона рублей, а рюкзак из кожи страуса Louis Vuitton — примерно в 1 миллион 51 тысячу рублей.

Крупные модные Дома постепенно прощаются с натуральным мехом (например, в феврале 2020-го такой шаг сделали Prada) и задумываются о пересмотре практик в отношении редких животных. За последние годы такое решение приняли Chanel, Hugo Boss, Victoria Beckham и Mulberry. «Мы следим за работой компаний в нашей цепи поставок и проверяем, отвечают ли они нашим этическим нормам и запросам в отношении прозрачности бизнес-процессов, — заявили Chanel в декабре 2018-го. — В связи с этим мы заметили, что становится все труднее находить поставщиков шкур экзотических животных, практики которых соответствовали бы нашим стандартам». Волнение вызывает также влияние производства изделий из кожи редких животных на окружающую среду. Директор по маркетингу Mulberry Шарлотта О’Салливан сказала Vogue: «В 2018 году компания Mulberry обязалась использовать только ту кожу, которая является продуктом пищевой индустрии».

Ученые считают, что причиной охватившей мир пандемии стали летучие мыши, — это добавило огня в дебаты о правах животных, в свете чего активизировались такие группы, как PETA (люди, выступающие за этичное отношение к животным). Чтобы ускорить отказ индустрии от использования кожи диких животных, PETA купили акции модных компаний сегмента премиум, в числе которых LVMH, Hermès и Prada. В преддверии ежегодного собрания директоров компании Prada, которое обычно проходит в мае, члены организации, защищающей права животных, опубликовали открытое письмо, призвав компанию прекратить продажу изделий из кожи экзотических животных.

«Мировая угроза распространения новых вирусов не прекратит нависать над человеческим родом до тех пор, пока мы отлавливаем, держим в заточении и убиваем животных для производства продуктов питания и модных изделий, — поясняет старший вице-президент PETA Дэн Мэтьюс. — Вероятно, COVID-19 был передан человеку от животных, как это было в случае коронавируса SARS-CoV, ближневосточного респираторного синдрома, птичьего гриппа».

Шкура страуса

© Photography Getty Images

Чем мы рискуем, продолжая торговлю шкурами экзотических животных

В индустрии моды чаще всего используется кожа крокодилов, аллигаторов, змей и страусов. В связи с распространением COVID-19 ученые отметили, что разведение животных создает риск передачи людям новых вирусов. Особенно высока вероятность заражения от летучих мышей, грызунов и приматов, которые являются источником 75 процентов всех передающихся от животного к человеку болезней. «Что касается пандемий, они еще никогда не возникали в результате передачи вируса от рептилий и мы не можем предсказать, случится ли подобное», — комментирует доктор Уильям Кареш, исполнительный вице-президент научно-исследовательской организации EcoHealth Alliance.

Но нельзя сказать, что риска для здоровья человека не существует вовсе. «Может ли кто-то из работников заразиться какой-то инфекцией от рептилии? Конечно же, да», — добавил доктор Кареш.

Вопросы защиты прав животных

Внимание: в этой части статьи описываются практики насильственного обращения с животными, имеющие место на фермах по их разведению.

В сфере торговли экзотическими животными есть много нерешенных проблем, связанных с жестоким обращением с ними. Также такая торговля ставит под угрозу их видовое разнообразие. В 2016 году PETA опубликовала шокирующее видео, снятое на ферме по разведению крокодилов во Вьетнаме: их шеи разрезают, прижимая металлическими прутьями к земле. Другие расследования выявили, что в Таиланде змей прибивают гвоздями к деревьям, а затем заживо сдирают с них кожу или разрезают ножницами.

Читайте также

Почему значок cruelty free — зачастую просто обман 

Крупнейшие бренды отреагировали на публикацию этой информации, обязавшись работать только с теми поставщиками кожи экзотических животных, которые не практикуют жестокое отношение с ними. Владеющая брендами Gucci, Bottega Veneta и Saint Laurent компания Kering составила свод стандартов этичного животноводства и потребовала от поставщиков полной прозрачности в отношении их работы. Модный конгломерат также запретил своим партнерам осуществлять торговлю уязвимыми и вымирающими видами, а также видами, находящимися на грани исчезновения. Владеющая брендами Louis Vuitton, Dior и Givenchy компания LVMH последовала примеру Kering и опубликовала в 2019 году документ, описывающий стандарты ответственности для поставщиков крокодильей кожи.

Редакция Vogue попросила Prada прокомментировать майское письмо PETA. Модный Дом сообщил, что в своей работе «использует только социально ответственные практики, которые позволяют исследовать границы креативного дизайна и удовлетворять спрос общества на этичную и экологичную продукцию» и добавил, что «Prada Group входит в состав рабочей группы Национальной палаты моды Италии по поиску альтернатив материалам животного происхождения с целью поддержания биологического разнообразия животного мира».

Недавно несколько других крупных модных Домов были вынуждены перестать взаимодействовать с 20-миллиардным бизнесом нелегальной торговли дикими животными. Это произошло в результате публикации в январе этого года исследования, выявившего, что с 2003-го по 2013-й в портах США были изъяты более 5600 изделий известных модных брендов класса премиум, изготовленных из шкур животных, оборот которых запрещен законом. И хотя некоторые бренды добывают редкую кожу легально, многие ищут материалы на черном рынке, что подразумевает жестокое обращение с животными и связь с сетями организованной преступности, а также ставит существование многих видов под угрозу.

Есть ли аргументы против запрета на торговлю шкурами экзотических животных

В противовес призывам активистов запретить оборот шкур экзотических животных некоторые ученые считают, что это не поможет решить проблему. Упор на укрепление легальной торговли снабдит локальные сообщества источником доходов и поспособствует развитию практик, направленных на сохранение видового разнообразия.

«Думаю, полный запрет — мера, которая понравится тем, кто хочет получить быстрое решение. Но проблема в том, что так очень сильно повышается риск развития подпольной торговли, которую сложно отслеживать — а значит, виды будет сложнее оберегать», — считает доктор Кэтрин Мачалаба, советник по вопросам создания и развития политик и научный сотрудник EcoHealth Alliance.

Однако, вероятнее всего, потребность индустрии моды в закупке шкур экзотических животных упадет в связи с изменением общественного мнения по этому вопросу и снижением спроса на изготовленную из этих материалов продукцию. Согласно отчету Mintel 2019 года, 37 процентов потребителей считают защиту прав животных одной из важнейших частей экологической повестки, а почти половина миллениалов выступает за прозрачность цепей поставок.

«Потребители проявляют все больше интереса к этической стороне производства одежды и аксессуаров, — говорит Мэтьюс. — Чем больше мы знаем о животных, тем сложнее нам их убивать ради сумки или пары обуви».

Читайте также

Красота

Психодерматология: как кожа реагирует на стресс

Афиша

Мода с 1990-го по 2020-й глазами гениального фотографа Глена Лачфорда на его виртуальной выставке