© Выставка «В Америке: модный лексикон» в Метрополитен-музее. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Мода

Изучаем выставку «В Америке: модный лексикон» вместе с ее куратором Эндрю Болтоном

От важного для экспозиции платья Claire McCardell до целой секции, посвященной американскому флагу

Что из себя представляет американская мода? На предпоказе новой выставки Института костюма «В Америке: модный лексикон» мне показалось, что ее главному куратору Эндрю Болтону этот вопрос уже порядком надоел. И дело не в том, что он не желает давать определение («неоднородность», «многообразие» и «плюрализм» — вот три слова, которые, по его мнению, характеризуют американскую моду) — Эндрю просто считает, что «сама попытка свести это огромное явление к какой-то конкретной дефиниции в корне противоречит сути экспозиции». Вместо того чтобы выдвигать один острый тезис, Болтон решил дать зрителю «более детальное представление о предмете. То есть, прогуливаясь по залам, вы встретите целых 104 определения американской моды — каждый экспонат выражает свои смыслы и эмоции». Этой выставке, а именно ее первой части (вторая под названием «В Америке: Антология моды» откроется в мае 2022-го), лучше задать другой вопрос: какие чувства вызывает у вас американская мода?

Выставка «В Америке: модный лексикон» в Метрополитен-музее

© Photo: © The Metropolitan Museum of Art

Эндрю со свойственной ему щепетильностью воссоздал в галереях Института костюма настоящую энциклопедию американских эмоций. Начинается все с огромной секции, посвященной стежке: кого тут только нет — от Ralph Lauren и Stan до Puppets and Puppets и SC103. Джинса-петчворк Heron Preston на фоне пальто с нашивками Serendipity. Стеганые вещи Bode соседствуют с изделиями Mimi Prober. Каждому образу приписано соответствующее переживание: у Bode это сентиментальность, у Mimi Prober — ностальгия. Над всем этим возвышается работа Стерлинга Руби Veil Flag (2020) — по словам самого художника, «это размышление об американском флаге как о пелене печали». А напротив красуется творение Prabal Gurung — наградная лента с надписью Who Gets to Be American, надетая поверх подвенечного платья. 

Выставка «В Америке: модный лексикон» в Метрополитен-музее

© Photo: © The Metropolitan Museum of Art

Предмет гардероба, к которому Болтон постоянно возвращается (выбрать, кстати, было непросто, счет идет на десятки и превышает сотню), — предельно простое на первый взгляд платье Claire McCardell. На минувшей нью-йоркской Неделе моды это имя буквально витало в воздухе: Тори Берч напрямую процитировала Клэр, а некоторые другие дизайнеры использовали ее наследие в качестве отправной точки. Но вернемся к экспонату — платье-халат из пестрого клетчатого хлопка в серо-коричневых тонах, чуть присобранное по бокам, длиной по колено, со слегка заостренными плечами. Мы подходим к нему, и Болтон начинает рассказ: сперва объясняет, почему включил эту вещь в экспозицию (хотел показать женский деловой гардероб, добавив немного гламура), а затем обращает особое внимание на косой крой верхней части и то, как изящно выглядит застежка на пуговицы сбоку. Спустя 39 минут и около 60 нарядов, глядя на пышную розовую юбку Marc Jacobs из коллекции весна-лето 2019, Эндрю снова вспоминает то платье Claire McCardell. Оно лишний раз подтверждает, что американская мода — это не только спорт Seventh Avenue.

Выставка «В Америке: модный лексикон» в Метрополитен-музее

© Photo: © The Metropolitan Museum of Art

«Только посмотрите на Клэр Маккарделл — ее в свое время упоминали исключительно в контексте практичности и прагматизма. А ведь ее платье, в которое ты именно «заворачиваешься», — это очень глубокое переживание, — начинает Эндрю, на себе показывая процесс «заворачивания» и застегивания пуговиц около груди. — Есть в этом доля нежности и заботы». Другие экспонаты вызывают у куратора не менее яркие эмоции: порой он даже забирается в витрины — чтобы продемонстрировать разрез на саронге Donna Karan 1985 года, пощупать мохеровую платье Isaac Mizrahi в духе беби-долл из 1994-го или раскрыть секрет «двуглавого» худи Rick Owens. Американская мода — это не только про одежду, это еще и про жизнь, которую вы в этой одежде проживаете. Чувственные мужские образы Nihl и Hood By Air подпитывают уверенность в себе, а обволакивающий тело трикотаж Altuzarra и The Row хорош в периоды апатии.

Выставка «В Америке: модный лексикон» в Метрополитен-музее

© Photo: © The Metropolitan Museum of Art

То, что выставка открылась сразу следом за нью-йоркской Неделей моды, сделало экспозицию еще живее. Кураторская работа Болтона, сосредоточенная на молодых или начинающих дизайнерах и в основном на коллекциях последних семи лет, этому тоже поспособствовала. Представленные тут вещи все еще свежи в памяти посетителей: белый наряд Беллы Хадид из коллаборации Off-White и Arc’tery 2020 года, черное платье Виттории Черетти из коллекции Tom Ford весна-лето 2018 или пончо, в котором Ариэль Николсон появилась в фильме-показе Gabriela Hearst осень-зима 2021. Болтон отмечает, что экспозиция вполне может поменяться в процессе. В конце концов, американская мода — штука динамичная.

Выставка «В Америке: модный лексикон» в Метрополитен-музее

© Photo: © The Metropolitan Museum of Art

Выставка «В Америке: модный лексикон» в Метрополитен-музее

© Photo: © The Metropolitan Museum of Art

Чтобы понять, какие чувства одежда вызывает у американцев, придется соприкоснуться и с не самыми симпатичными проявлениями американского характера. В одном из залов Болтон выставил четыре джемпера с изображением национального флага: первые два — Tommy Hilfiger и Ralph Lauren — олицетворяют оптимизм, а вторые наоборот: на свитере Willy Chavarria флаг расположен вверх ногами, поэтому звезды с него падают, а версия Denim Tears представляет из себя афроамериканский флаг. Закрывает эту секцию платье LRS будто целиком сшитое из флага, на котором набиты слова Stronger Together.

Выставка «В Америке: модный лексикон» в Метрополитен-музее

© Photo: © The Metropolitan Museum of Art

Но сказать всегда проще, чем сделать, не так ли? Как убедить американских зрителей, что мода — это душа, переживания, что стиль куда сложнее, чем можно подумать? Эндрю Болтон справился с задачей блестяще. Эталоном была и его экспозиция 2016 года Manus ex Machina — она возвела кутюр в статус подлинного искусства. На сей раз запрос Эндрю скромнее, но не менее важен: сделать так, чтобы зритель разглядел не только утилитарную ценность повседневной американской моды, но и чувственную.

Выставка «В Америке: модный лексикон» в Метрополитен-музее

© Photo: © The Metropolitan Museum of Art