© Алессандро Микеле

Мода

Как решение Алессандро Микеле сократить количество показов изменит индустрию моды

Креативный директор Gucci призывает другие бренды к «открытому диалогу»

Спустя несколько месяцев после начала пандемии коронавируса стало очевидно: мировой кризис навсегда изменит индустрию моды. Реальность, в которой некогда влиятельные универмаги пустуют без покупателей или даже объявляют о банкротстве, а многие дизайнерские бренды канут в небытие, стала нашей новой нормой. Досталось и модным показам: оказалось, что это слишком неэкологичное и затратное в контексте денег и времени удовольствие.

За последние пару недель дизайнеры, управленцы и другие важные игроки индустрии начали предлагать собственные пути решения проблемы. В минувшие выходные, ровно через год после своего круизного показа в римском Капитолийском музее, креативный директор Gucci Алессандро Микеле объявил в своем инстаграм-аккаунте о грядущих переменах, которые ждут итальянский Дом.

Манифест под заголовком «Заметки из тишины», куда помимо прочего вошли давние рассуждения дизайнера, растянулся на галерею из семи скриншотов. Одним из главных пунктов новой повестки Gucci стал отказ от пяти сезонных показов во имя более персонального подхода. «Теперь мы знаем, что наши действия были слишком неистовыми, а путь — коварным. Поэтому я решил пойти другой дорогой, в стороне от дедлайнов, которые диктует индустрия, и чрезмерной перформативности, не имеющей сегодня никакого смысла», — написал Микеле. На следующий день он продолжил: «Мы будем встречаться всего дважды в год, чтобы разделить с вами новые главы нашей истории. Нерегулярные, полные веселья и абсолютно свободные главы, написанные вопреки правилам и гендерным нормам, но наполняющие чем-то важным наши пространства, языковые коды и платформы для коммуникации».

25 мая дизайнер провел «виртуальное собрание», чтобы уточнить смысл написанных им слов. И, несмотря на технические трудности, связанные с синхронным переводом, его речь была полна поэзии и оптимизма. «Мы не должны начинать все заново по тем же принципам, что были раньше, ведь мы уже начали задыхаться. Все стало слишком сложно. Я хочу глоток свежего воздуха, почувствовать кислород в легких», — поделился своими идеями Микеле. Некоторые детали еще предстоит как следует продумать, но в общих чертах план на следующий год вполне понятен. Gucci сократит количество показов с пяти до двух, объединив мужские и женские коллекции, а проходить они будут только осенью и весной. Впрочем, в этом сентябре бренду, скорее всего, придется обойтись без шоу — Микеле намекнул, что команда вряд ли успеет подготовиться. Да и как собрать на показ «живых» зрителей, если правительство временно запретило собираться большими компаниями? Поэтому круизную коллекцию, одну из участниц «большой пятерки» шоу Gucci, было решено снять на ассистентах, которые работают в студии бренда. Финальный результат можно будет увидеть на виртуальной миланской Неделе моды 17 июля — коллекция станет неким «эпилогом» старой истории Дома.

Но, даже несмотря на инициативу Микеле, глобально будущее индустрии остается туманным. Gucci — лишь один винтик в огромной модной машине. Дизайнер призвал ключевых деятелей индустрии и другие бренды к «открытому диалогу». Чтобы «дать системе новый импульс», необходимо координировать усилия всех участников как внутри, так и снаружи. По словам Микеле, со стороны Gucci большая доля ответственности за это упадет на плечи Марко Биццари, президента и генерального директора компании. Ему придется иметь дело не только с клиентами бренда, но и 40 миллионами подписчиков в социальных сетях. «Мир моды стал похож на «Вудсток» — к нему получила доступ огромная аудитория, — сказал Микеле. — Многие люди, которые следят за нами в соцсетях, никогда даже не заходили в наши магазины. Комьюнити, не связанное с компанией напрямую, разбросано по всему миру».

Подтекст этих слов может быть таким: модные шоу далеко не всегда коррелируются с продажами брендов, пусть долгое время мы и считали, что это так. Тем не менее Микеле не намерен от них отказываться. «Я обожаю показы, но, возможно, нам стоит посмотреть на них под другим углом. Мы пришли к этой мысли благодаря опыту, который переживаем сейчас», — добавил он во время своей виртуальной конференции с журналистами. Диалог не закончен. А пока одной из первых постковидных инноваций бренда станет запуск гендерно нейтрального отдела в онлайн-магазине Gucci.com, который будет называться Gucci Mx.

Nicole Phelps/Vogue.com