Какой будет выставка о Габриэль Шанель в обновленном Музее Гальера 

В разгар парижской Недели моды откроется ретроспектива Gabrielle Chanel: Fashion Manifesto. Рассказываем, что на ней стоит увидеть до 14 марта, если выдастся шанс попасть во Францию
Kollar FranÁois . CharentonlePont MÈdiathËque de l'Architecture et du Patrimoine. 71L00095.
Kollar FranÁois (1904-1979). Charenton-le-Pont, MÈdiathËque de l'Architecture et du Patrimoine. 71L00095.Модель в бутике на 31 rue Cambon, 1937. Фото: Франсуа Коллар

После двух лет реновации, которая обошлась Парижу и Дому Chanel в 10 миллионов долларов, Музей Гальера вновь готовится открыть свои двери, но уже в качестве первого во французской столице постоянного музея моды. Теперь выставочная площадь Palais Galliera станет вдвое больше и сможет вместить не только собственную коллекцию музея, но и крупные временные экспозиции. Рассказываем о ближайшей.

Габриэль Шанель и Сьюзи Паркер, 1959

Richard Avedon

Для выставки Gabrielle Chanel: Fashion Manifesto собрано более 350 предметов одежды и аксессуаров, все это разделили на десять секций. В них продемонстрируют, как формировался стиль великой Шанель, насколько личность дизайнера повлияла на ее бренд, какие наряды и предметы гардероба оказались для истории моды особенно значимыми. Они взяты из собрания непосредственно Музея Гальера и архивов Chanel Patrimoine, а также прочих музейных и частных коллекций со всего мира. Участие принимает и консультирующий редактор Vogue Хэмиш Боулз — с принадлежащим ему платьем из бежевого кружева 1930-х годов.

Символы модного Дома — от твидовых костюмов и кожаных аксессуаров до бижутерии и ювелирных украшений (например, бриллиантовой броши в виде кометы из коллекции 1932 года) — разместят в главном зале музея, а также в новых галереях на нижних этажах, которые отныне носят имя Габриэль Шанель. Покажут здесь и оригинальный флакон духов Chanel n°5 1921 года. «Никто раньше не видел столько Chanel в одном месте», — говорит новый директор музея Мирен Арзаллюз в ходе превью своей первой выставки.

Флакон Chanel n°5, 1921 

«О жизни Габриэль Шанель известно многое, нам хотелось сосредоточиться на ее личности и работе, — продолжает Мирен. — С одной стороны, Шанель создавала одежду для себя самой, с другой — стала олицетворением бренда, выстроила вокруг себя образ, которому хотели подражать другие женщины. Звучит иллюзорно, но нам удалось передать ее идеалы: независимость, амбициозность, юность, свободу. Мы рассказываем о женщине, которая создала определенный стиль и оставалась верна ему до конца жизни. Шанель никогда не гналась за новизной. Сейчас это очень актуально».

Платье и жакет, 1926; твидовые костюмы, 1961; твидовый костюм 1927–1929

На днях прямиком из архивов Дома был доставлен последний экспонат выставки — культовое маленькое черное платье, датируемое примерно 1934 годом, сшитое из пары слоев шифона и кружева, с драпировками на корсаже, двумя шлейфами сзади и вышивкой из стразов на бретельках. Теперь платье предстоит «посадить» на манекен и установить в одном из залов. По словам Розы Ампедузы, заведующей архивами Chanel Patrimoine, этот трудоемкий процесс порой занимает несколько часов, а в случае особо хрупких экспонатов — целый день. На наших глазах Роза приступает к работе: пришивает тонкий слой подкладочного материала вокруг бедер манекена, чтобы платье ниспадало именно так, как задумано.

В главном зале расположились дневные наряды, в том числе те, что носила сама Шанель. Например, матросский топ из джерси 1916 года и вечерние платья 1920-х, в которые облачены сделанные на заказ манекены, расслабленно «позирующие» на манер Шанель и ее моделей. Поразительно, сколь трудно на глаз определить, к какой эпохе относится большинство этих вещей — в частности, речь о нескольких платьях с бахромой.

Коктейльное платье весна-лето 1959

«Шанель нравилось работать с бахромой: она дает ощущение движения, а также не мнется во время путешествий», — объясняет главный куратор выставки Вероник Белуар. Указывая на платье из кружева с цветочным орнаментом и фигурными вырезами на кайме и на расшитый пайетками укороченный кардиган темно-синего цвета, некогда принадлежавший Диане Вриланд, она добавляет: «Если вы хорошенько присмотритесь к этим вещам, то поймете, в чем их особенность. Шанель была мастером своего дела. Она никогда не шила «просто платье», это неизменно была вещь, призванная верно служить женщине».

Выставка Gabrielle Chanel: Fashion Manifesto пройдет в Музее Гальера с 1 октября 2020 года по 14 марта 2021 года.

Вечернее платье осень-зима 1920–1923

Tina Isaac-Goizé/Vogue.com