Что не так с сумками хобо

Рассказываем, почему этот термин неуместен в современной модной индустрии
Что не так с сумками хобо

Большинство названий видов сумок — саквояж, тоут, клатч — не вызывает вопросов, но с сумками хобо, мягкими, объемными, с жесткой ручкой посередине, все не так просто. В модном контексте слово «хобо» не несет негативной окраски, но его первоначальное значение, о котором многие из нас даже не догадываются, не так уж нейтрально.

В конце XIX века в Америке этим термином обозначали бездомных рабочих-эмигрантов. Бедняги передвигались по стране на товарных поездах в поисках работы, а все свои пожитки хранили в привязанных к палкам тюках. Из-за сходства с такими тюками сумка хобо и получила свое название. Как утверждает специалист по сленгу, жаргонам и культурной истории лондонского Королевского колледжа Тони Торн, первая сумка хобо появилась на свет в 1936 году и стоила всего 35 центов.

Хобо, 1899

Главные герои повести «О мышах и людях» Джона Стейнбека, Джордж и Ленни, вынужденные вести бродяжнический образ жизни из-за Великой депрессии, тоже были хобо. Этот термин до конца не исчез и сейчас: согласно документальному фильму Death of the American Hobo, выпущенному порталом Vice в 2012 году, сегодня несколько тысяч людей в мире называют себя так. В маленьком американском городке Бритт учрежден даже специальный праздник хобо, на котором ежегодно собираются туристы и бездомные, бывшие и настоящие, и выбирают короля и королеву сообщества.

Бездомный на окраинах Москвы, 1990

Раз словом «хобо» в современном языке обозначают нищего, бездомного человека, получается, что термин «сумка хобо» буквально расшифровывается как «сумка бездомного». Согласитесь, довольно странно, что мы продолжаем так называть аксессуар, чья стоимость может достигать нескольких тысяч долларов.

Марк Рей, модный фотограф и модель, который участвовал в показах Versace, Moschino и Missoni и даже снимался в одном из эпизодов «Секса в большом городе», в начале карьеры был вынужден ночевать на крышах Нью-Йорка, буквально под открытым небом. Свои пожитки он носил в сумке хобо, с ней же ходил на модные мероприятия, где пытался приобрести полезные знакомства. Сумку он даже однажды взял с собой на вечеринку после показа Marc Jacobs. «Она была набита теплыми вещами, в которые я собирался переодеться после тусовки», — вспоминает он. И хотя Рей не считает сам термин «хобо» обидным, его позиция прямолинейна: «Все знают, с какими трудностями сталкиваются бездомные, и я воспринимаю как оскорбление тот факт, что модная индустрия, один из главных источников мусора на планете, эксплуатирует это слово».

Марк Рей в документальном фильме Home Less, 2014

Бездомный в полиэтиленовом пакете с сумками с едой в Нью-Йорке, 1996. Фото: Viviane Moos

«Ужасно так говорить, но зачастую лучше всех одеваются бедняки», — сказал однажды Кристиан Лакруа. И правда, дизайнеры часто вдохновляются тем, что называют «бездомным шиком». Волну критики вызвал в свое время показ кутюрной коллекции Джона Гальяно для Dior весна-лето 2000, на котором модели выходили в вещах с газетным принтом и украшениях, будто собранных из уличного мусора. Сам дизайнер признался, что вдохновлялся парижскими бездомными, мимо которых пробегал каждое утро. И это не единственный случай — например, в 2010 году Вивьен Вествуд выпустила на подиум парней-моделей с макияжем, имитирующим обморожение, тележками из супермаркета, скрученными в рулон ковриками для сна и пакетами в руках.

Dior Couture весна-лето 2000; Vivienne Westwood menswear осень-зима 2010

Гальяно тогда уверял, что его коллекция была данью уважения, а не насмешкой, и назвал своих критиков «буржуазными» и «надменными». Впрочем, позднее он признал свою ошибку, сказав, что «не хотел, чтобы это выглядело как демонстрация несчастья». Модный критик Люк Лейтч, который после того скандального показа Vivienne Westwood 2010 года брал у Вествуд интервью, вспоминает: «Не думаю, что она вообще предполагала, как это будет выглядеть с чьей-то точки зрения, кроме ее собственной. На вопрос о бездомных она ответила тогда: «Ближе всего я оказывалась к такому положению, когда возвращалась домой и понимала, что оставила где-то ключи от входной двери. Только представьте, какое это мучение — неистово хотеть попасть домой и не иметь возможности сделать это. А что, если в какой-то момент дома вообще не окажется?».

Фото: Jonathan Daniel Pryce

«Некоторые дизайнеры считают, что могут использовать какие-то вещи, таким образом делая их «выше» и качественнее, — комментирует Кимберли Дженкинс, специализирующаяся на теме социокультурных и исторических влияний на моду в школе дизайна Парсонс. — При этом многие из них не испытывают сочувствия к людям, чей прообраз они используют». «Мода постоянно эксплуатирует неоднозначные визуальные образы и лексику, — говорит Торн. — Не думаю, что кто-то считает, будто фразы вроде «бомж-стиль» или «бездомный шик» звучат нейтрально».

Мы живем в эпоху, когда произнесенные нами слова имеют большое значение. Возможно, пришло время придумать новое название для сумки хобо, в котором не было бы отсылки к человеку, переживающему тяжелые времена. Это слово кажется неуместным в контексте индустрии роскоши и, что еще важнее, еще больше принижает этих людей в глазах общественности.

Ева Мендеc по пути в спортзал в Лос-Анджелесе, 2010

Читайте также: Что не так со стритвиром

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Jonathan Daniel Pryce; Getty Images