Как и почему возрождается Haute Couture

Разбираемся, почему, пока модные критики предсказывают кутюру скорую смерть, он остается прибыльным и желанным
Как и почему возрождается Haute Couture

«Когда люди говорят, что кутюр мертв, я думаю, что для них это, возможно, и так. Но мы уверены в обратном», — сказал Карл Лагерфельд перед тем, как показать свою кутюрную коллекцию Chanel весна-лето 2018 из 68 созданных вручную нарядов. Этот комментарий, который был запечатлен режиссером Эндрю Росси для одной из серий документального сериала Netflix 7 Days Out, — лаконичный ответ каждому, кто считает, что дни кутюра сочтены. Если слова пусть даже одного из лучших дизайнеров нашего времени кажутся вам неубедительными, поверьте фактам.

Бренды первого эшелона один за другим заявляют о намерении вдохнуть новую жизнь в haute couture и делают ставку на индивидуальный пошив, а не на массовое производство. Так, Balmain под руководством креативного директора Оливье Рустена возвращается в расписание кутюрной Недели моды — впервые за 16 лет. Эди Слиман намерен запустить кутюрную линейку Celine, чтобы обновить имидж Дома. И даже молодые бренды, такие как Richard Quinn и Marine Serre, реализуют свои творческие порывы в категории ready-to-wear couture, сочетая высокую моду и прет-а-порте.

Balmain весна-лето 2019

«Высокая мода сегодня — растущий рынок, она приносит брендам все большую прибыль, да и аудитория становится шире и разнообразнее, — уверен Ральф Толедано, президент Федерации высокой моды и прет-а-порте — организации, ответственной за функционирование всей индустрии haute couture. — Кутюр всегда был и остается для дизайнеров инструментом творческого самовыражения, в котором традиции сочетаются с инновациями». Новые технологии, уверен Толедано, помогают модным домам расширить свой кутюрный «диапазон»: современные материалы, техники и подход позволяют им привлечь внимание новой аудитории, в том числе миллениалов.

Подготовка к показу Christian Dior Couture весна-лето 2018. Фото: Luc Braquet

«Причина растущего интереса к кутюру в том, что вся модная индустрия сегодня работает преимущественно на масс-маркет-культуру», — считает парижский дизайнер Алексис Мабий, отмечая, что на этом фоне большинство из нас подсознательно стремится к вещам более индивидуализированным и аутентичным. Для него кутюр подразумевает прежде всего тесное взаимодействие между брендом и клиентом, персональный подход, магию созданной по индивидуальным меркам вещи — все то, что в современном мире однотипного потребления стало настоящей роскошью. «Сенсорные впечатления — важный аспект, — согласен Толедано. — До тех пор, пока существуют клиенты, которые ценят особый продукт и подход, кутюр будет жить».

Chanel Couture осень-зима 2018

Безусловно, клиентам столь особенные наряды нужны для важных мероприятий — от свадеб до ковровых дорожек. Спрос на вечерние образы растет: Элизабет фон дер Гольтц, директор по закупкам Net-a-Porter, уверяет, что онлайн-магазин за год увеличил ассортимент праздничной одежды на 50 процентов. «Значительный спрос идет со стороны наших VIP-клиентов, которым для торжественных выходов нужны исключительные вещи», — говорит Гольтц и отмечает, что наибольшим успехом пользуются кутюрные линейки Alexandre Vauthier и Ralph & Russo.

Анджелина Джоли в Ralph & Russo Couture на службе в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне

Некоторые дизайнеры в коллекциях ready-to-wear сегодня используют перья, объемный крой и декоративные элементы, которые неизменно ассоциируются с кутюрными работами. «Это то, что мы называем современным кутюром», — говорит фон дер Гольтц. Примером может служить коллекция Mary Katrantzou в честь 10-летия бренда: дизайнер использовала по-настоящему кутюрные техники — около 90 процентов вещей были созданы по всем канонам высокой моды.

Mary Katrantzou весна-лето 2019. Фото: Jamie Stoker

Не стоит забывать про бренды, которые обходятся без линеек ready-to-wear, концентрируются на кутюре и прекрасно себя чувствуют. Например, Jean Paul Gaultier, чья прибыль растет с каждым годом, или Viktor & Rolf, креативные образы которых выглядят куда органичнее в контексте высокой моды, нежели в рамках очень коммерческого формата прет-а-порте.

Viktor & Rolf Couture осень-зима 2018

«Магия, которую дарит кутюр, — доказательство того, что возможно практически все, — говорит Алексис Мабий. — Это тайный мир, который создается для одного-единственного клиента». Заманчивое предложение — чистой воды эксклюзив, по-прежнему доступный лишь очень ограниченному числу покупателей. Как говорит стилист по волосам Сэм Макнайт в документальном фильме 7 Days Out, «большинство людей в мире никогда не купит эти вещи, не увидит их вживую, даже не окажется с ними в одной комнате. Но именно этот факт делает их такими желанными». Похоже, кутюр нашел свое место в эпохе инстаграма и «быстрой моды».

Balmain весна-лето 2019

Читайте также: Почему миллениалы начали покупать кутюр

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.