Как школа Баухауса изменила современную моду

Пол Смит, Мэри Катранзу и Роксанда Илинчич рассказывают, как на них повлияло немецкое арт-движение
Баухаус в современной моде фото с показов коллекций дизайнеров

Несмотря на то что этой весной Баухаус — легендарная немецкая арт-школа, известная своим функциональным подходом к искусству, — отмечает сто лет со дня основания, сегодня работы ее учеников выглядят так же актуально, как в первой половине XX века. Отголоски Баухауса давно просочились в нашу повседневную жизнь и повлияли на музыкантов, которых мы слушаем (вспомните футуристичный комбинезон альтер эго Дэвида Боуи — Зигги Стардаста), мебель, которую используем в быту, и, конечно, одежду.

Оскар Шлеммер From The Stage At The Bauhaus, 1925

Отличительная особенность учения Баухауса заключается в смелых экспериментах с цветом и формой — согласно манифесту этого арт-движения, они должны быть простыми и функциональными. «Ранний Баухаус многое взял от экспрессионизма, но впоследствии его эстетика становилась все более лаконичной, это было последовательное избавление от всего лишнего», — объясняет Грант Уотсон, сокуратор выставки Bauhaus Imaginista, которая проходит в берлинском Доме культур мира в честь 100-летнего юбилея школы.

Политика «чистых линий» вдохновила целое поколение модных дизайнеров 1960-х вроде Андре Куррежа и Мэри Куант, а впоследствии покорила сердце и королевы минимализма Жиль Зандер. «В основе моего бренда лежит один из ключевых принципов Баухауса — рациональная функциональность при создании предметов для повседневной жизни, — рассказывала дизайнер в интервью Сьюзи Менкес в 2017 году. — Красота без лишних декораций, простые и понятные силуэты, отсечение всего лишнего и свобода движений».

В честь столетия Баухауса мы попросили современных дизайнеров рассказать, как на них повлияло одно из культовых арт-движений XX века.

Как школа Баухауса изменила современную моду
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

Роксанда Илинчич

«Баухаус оказал на меня огромное влияние, особенно в контексте работы с цветом — колорблокинг я использую с самой первой коллекции. В моих мудбордах часто можно увидеть картины художника Джозефа Альберса. Меня всегда привлекала его уникальная манера сочетать цвета, особенно в контрастных комбинациях. Такой же подход применяю и я — мне хочется экспериментировать с оттенками, дать людям иное понимание гармонии цвета».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Roksanda Ilincic весна-лето 2013

«Еще один мой кумир — архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Я узнала о нем, еще будучи студенткой, и сразу же влюбилась в его работы. Спроектированные им здания не выглядят как статичные объекты: внутри много пространства и воздуха, а снаружи — будто защитная броня. Схожий принцип стараюсь переносить в свои коллекции. В начале карьеры я часто делала драпированные платья из легких тканей — главным референсом была архитектура Мис ван дер Роэ».

Гостиная в доме дизайна Людвига Мис ван дер Роэ в США, 1956

Мэри Катранзу

«Баухаус определил подход современных дизайнеров к работе. Думаю, в отношении моды это особенно актуально: мы постоянно пытаемся найти баланс между креативностью и коммерцией, сделать вещи более функциональными и соответствующими актуальной повестке дня. Сегодня все это имеет такое же значение, как во времена расцвета Баухауса».

Костюмы Оскара Шлеммера для балета Triadisches Ballett в Берлине. Фото: Эрнст Шнайдер, 1926

«Работая над коллекцией осень-зима 2018, я изучала невероятной красоты плакаты и рисунки той эпохи и обнаружила, что в моих прошлых работах много отголосков Баухауса. Была одна фотография людей, одетых буквально в геометрические фигуры, — схожие силуэты я использовала раньше, например, когда в 2011 году делала юбки в виде абажура».

Mary Katrantzou весна-лето 2011

«В коллекции осень-зима 2018 я использовала ключевые принципы Баухауса — чистоту форм, прагматичный подход к дизайну и то, как эти качества работают в моде. Что касается графики, основным источником вдохновения стали те самые плакаты и работа с геометрией — их мы перенесли на трикотаж».

Mary Katrantzou осень-зима 2018. Юстус Шмидт. Плакат для выставки Баухауса в Веймаре, 1923

Пол Смит

«Я узнал о школе в юности, когда жил в Ноттингеме. О ней рассказали студенты местного колледжа искусств — думаю, во многом те разговоры определили мое желание стать дизайнером. Хотя сперва я подумал, что Баухаус — это какой-то городской микрорайон».

«Мне очень близок подход этого арт-учения, идеи практичности и функциональности. А еще пропагандируемая им концепция творческого коллектива и взаимодействия между участниками. Школа всегда ратовала за то, чтобы представители разных сфер искусства работали вместе, обменивались идеями и вдохновлялись друг другом».

«Хрустальный дом» Джорджа Фреда Кека, вдохновленный принципами Баухауса, на Всемирной выставке в Чикаго, 1934

«Моя коллекция осень-зима 2015 — прямая отсылка к творчеству Джозефа и Анни Альберс, которые разделяли принципы школы. А еще недавно мы выпустили капсулу, созданную под впечатлением от тканых полотен Анни и приуроченную к выставке в музее Tate Modern. Для меня важно было отдать должное невероятному мастерству художницы и добиться того, чтобы вещи деликатно и при этом точно отражали суть ее произведений».

Paul Smith осень-зима 2015

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Getty Images, Rex Features