Почему мы все без ума от красной обуви

От дьявольских сказок Ганса Христиана Андерсена и фильма «Волшебник страны Оз» до модных показов осень-зима 2019 — рассказываем, в чем сила красного цвета
Почему мы все без ума от красной обуви

В коллекции Prada осень-зима 2019 одна пара обуви особенно выделялась на фоне всех остальных. Среди байкерских ботинок и зашнурованных до колена хайтопов как будто случайно оказались они — красные блестящие туфельки вроде тех, что носила Дороти в «Волшебнике страны Оз». В этом году культовый фильм отмечает 80-летие, и такой оммаж со стороны Миуччи Прады вполне оправдан. Впрочем, она не одинока: в осеннем сезоне у Simone Rocha появились ярко-красные бархатные туфли, у Victoria Beckham — пунцовые сапоги с открытым мыском, а у Hellessy — алые мюли на высоком каблуке.

Prada осень-зима 2019

Victoria Beckham, Simone Rocha, Hellessy осень-зима 2019

В поп-культуре такая обувь действительно ассоциируется прежде всего с главной героиней фильма Виктора Флеминга. Волшебные красные туфельки Дороти, за которыми всю дорогу охотилась злая ведьма Запада, в конечном итоге помогли ей вернуться домой. Любопытно, что в оригинальной сказке Лаймена Фрэнка Баума туфли были серебряного цвета. Однако создатели киноадаптации, снятой по новой для того времени технологии «Техниколора», решили заменить их на красные — они лучше смотрелись на фоне дороги из желтого кирпича.

«Волшебник страны Оз», 1939

«Волшебник страны Оз», 1939

С этой парой связано немало любопытных историй. Так, специально для съемок фильма было сделано от пяти до десяти копий рубиновых башмачков. Одну из них застраховали на миллион долларов и отдали на хранение в музей Миннесоты, откуда в 2005 году чуть ли не самая знаменитая голливудская реликвия была украдена. Дело о похищении удалось раскрыть лишь в 2018-м.

За пределами страны Оз красная обувь тоже успела получить культовый статус. Вариации на тему носили балерины, представители знати, папы римские и поп-звезды, вызывая восхищение, провоцируя скандалы и даже становясь главными героями сказок (правда, с печальным финалом).

Один из таких примеров — сказка Ганса Христиана Андерсена «Красные башмачки». Ее главная героиня по имени Карен мечтает красных туфельках и в конце концов становится счастливой обладательницей заветной пары. Однажды, несмотря на запрет, Карен отправляется в них в церковь. Там башмачки внезапно обретают волшебную силу и заставляют девочку пуститься в пляс. Единственный способ избавиться от демонической обуви — отрубить ноги, о чем и просит изможденная Карен. После этого «пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса».

Vogue US, 1958

В этой жуткой истории красные туфли — олицетворение тщеславия, за которое придется понести наказание. В одноименной экранизации Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера 1948 года главная героиня предстает в образе балерины Вики Пейдж (ее роль сыграла Мойра Ширер). Разрываясь между искусством и любовью (а заодно и между двумя мужчинами), она исполняет главную партию в балете по мотивам известной сказки. Конечно, в пуантах алого цвета.

Альбом Кейт Буш The Red Shoes 1993 года — еще одна аллюзия на леденящее кровь произведение Андерсена. В одной из песен Буш поет о девушке, которой суждено «танцевать, пока у нее не отвалятся ноги». Выход пластинки сопровождался короткометражным фильмом «Линия, крест и кривая», в котором сыграла актриса Миранда Ричардсон. В центре повествования вновь красные пуанты.

Афиша фильма «Красные башмачки», 1948

Обувь алого цвета прошла долгий путь, избавляясь от негативных коннотаций. «Красный цвет связан с самыми разными женскими табу, о которых мы зачастую даже не догадываемся, — говорит Саммер Бреннан, автор книги High Heel, исследующей тему обуви, феминности и трансформаций. — В некоторых культурах красный ассоциируется с огнем, а следовательно — с дьяволом и грехом или греховностью. Вспомните сюжет романа «Алая буква». Или «Унесенных ветром», где муж заставляет Скарлетт О'Хару надеть на званый ужин красное платье, увидев, как та флиртует с другим мужчиной. Этот цвет действует как стоп-сигнал, но он также может предостеречь вас от неприятных последствий. Это цвет крови, и поэтому вызывает стойкие ассоциации с насилием, но также — с сексуальностью, менструацией, фертильностью и деторождением. При этом в отдельных культурах, например, индийской или китайской, красный принято надевать на свадьбу: считается, что он приносит удачу».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Givenchy Haute Couture осень-зима 1992

Помимо всего прочего, красная обувь нередко является признаком высокого статуса. Вспомните хотя бы короля Франции Людовика XIV, позировавшего для портрета в алых башмачках (в то время такую роскошь могли себе позволить только очень состоятельные люди), или фирменную красную подошву туфель Christian Louboutin. По словам Бреннан, на протяжении всей истории человечества красный цвет, как правило, ассоциировался с властью и царственностью. «Думаю, если говорить о красной обуви в контексте власти, то она показывает, откуда та берет начало и что влечет за собой, — добавляет Бреннан. — Это история про разрушение и созидание, маркер того, кто достоин быть в центре внимания, олицетворение свободы самовыражения и следования своим желаниям. И конечно, такая обувь говорит о благосостоянии своего обладателя, ведь красный цвет всегда считался прерогативой богачей».

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701

«Секс в большом городе», 1998–2004

Вот в чем секрет привлекательности красной обуви. Алый — символ удовольствия, удачи, страсти и чего-то магического. Он может служить предостережением: здесь кроется опасность. Или добавлять серым будням радостных эмоций. Красная помада, адское пекло и проклятия, пыльный алый занавес в театре, кружевное белье, вырезанные из картона сердечки, библейский запретный плод — перечислять можно до бесконечности. Даже обычные красные туфли могут быть провокационными, наделяющими некой силой, — идеальный выбор для тех, кто жаждет внимания.

Принцесса Диана в Аргентине, 1995

Каролина Куркова на съемке для Vogue US, 2002

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Arthur Elgort; Richard Rutledge; Getty Images