В ноябре 2004-го Рене Зеллвегер прилетела в Лондон на премьеру фильма «Бриджит Джонс: Грани разумного». Она только что получила «Оскар» за роль в «Холодной горе», и от дизайнеров, которые мечтали одеть актрису на важное мероприятие, не было отбоя. До этого Зеллвегер выходила в свет в нарядах Carolina Herrera и Prada, но на этот раз решила выбрать платье никому не известного бренда. «Это новые британские дизайнеры, Marchesa, — говорила она репортерам на красной ковровой дорожке. — Вышивка сделана вручную, мне очень нравится». Так случился дебют бренда, который в течение 13 лет одевал главных звезд Голливуда.
Успех
Как раз незадолго до этой премьеры дизайнер и одна из основательниц Marchesa Джорджина Чапман начала встречаться с Харви Вайнштейном — его компания Miramax и продюсировала фильм Рене. На вопрос, повлияло ли это на выбор платья Зеллвегер, Харви ответил британскому Vogue в интервью 2013 года: «Возможно, но в совсем незначительной степени. Через два-три года актрисы сами звонили мне и спрашивали, можно ли организовать встречу с Джорджиной, чтобы взять у нее платье. В какой-то момент я даже перестал подходить к телефону, если видел, что мне звонит очередная звезда».
Очень скоро платья Marchesa хотели носить все звезды первого эшелона. Кейт Бланшетт надела его на римскую премьеру «Авиатора», Пенелопа Крус — во время промокампании «Вики, Кристина, Барселона», Диана Крюгер — на церемонию «Золотого глобуса» в 2005 году. Подозрения в том, что знаменитости выбирают платья бренда, только чтобы угодить властному голливудскому продюсеру, появились уже тогда. «Конкуренты жалуются, что звезды просто хотят таким образом понравиться Вайнштейну», — говорилось в статье Los Angeles Times 2006 года.
Осознавая, что далеко не все считают ее успех заслуженным, Джорджина Чапман тогда признавалась The New York Times: «Что бы люди ни говорили о Харви, я хочу, чтобы они оценивали мою работу как дизайнера». Несмотря на неприятные слухи, платья Marchesa продолжали носить актрисы уровня Эми Адамс и Сиенны Миллер, Энн Хэтэуэй и Николь Кидман, выбирая их для церемоний «Оскар» и каннских премьер.
В центре скандала
В октябре 2017 года The New York Times опубликовали статью, в которой Харви Вайнштейн обвинялся в нескольких случаях сексуального харассмента. Последствия этого оказались губительными для бренда. Сезонный показ Marchesa осень-зима 2018 был отменен, а большинство представителей модной и киноиндустрии отвернулись от Чапман. Акция #BoycottMarchesa разошлась по всему твиттеру. «Ни одна звезда больше не захочет носить вещи этого бренда», — заявлял автор статьи в The Hollywood Reporter.
В начале 2018 года окончательно стало ясно, что знаменитости носить Marchesa больше не собираются. Когда с подачи активистов Time’s Up дресс-кодом церемонии «Золотой глобус» был объявлен total black, для бывшего фаворита красных ковровых дорожек попросту не нашлось места. В разговоре с британским Vogue в мае прошлого года Чапман утверждала, что сама решила отказаться от участия в сезоне кинонаград. «На фоне всей этой ситуации мы подумали, что было бы неуместно предлагать актрисам надеть наши платья, — призналась дизайнер. — Все женщины, ставшие жертвами такой ужасной истории, заслуживают уважительного отношения, поэтому я решила уйти в тень. Сейчас мы должны скорбеть».
Marchesa в опале
На волне скандала с Вайнштейном в индустрии вновь всплыли слухи о том, что актрис вынуждали носить Marchesa. Фелисити Хаффман призналась, что Вайнштейн пригрозил отказаться спонсировать промо ее драмы «Трансамерика», если она не наденет платье бренда. Впоследствии Хаффман выходила в Marchesa на нескольких крупных мероприятиях, включая нью-йоркскую премьеру фильма и «Золотой глобус» 2006 года, где она получила статуэтку за лучшую женскую роль.
В разговоре с The Hollywood Reporter пиар-агент Сиенны Миллер вспоминал, как в преддверии «Золотого глобуса» 2007-го предложил ей надеть платье бренда, который актрисе очень нравился. Однако ее команда сказала, что, так как Сиенна будет сидеть на церемонии рядом с Вайнштейном, тот «очень расстроится, если она будет одета не в Marchesa».
Джессика Честейн открыто говорит, что, по ее мнению, испортила отношения с продюсером, отказавшись от платья Marchesa перед премьерой картины «Исчезновение Элеанор Ригби» (продюсированием занималась компания Вайнштейна) и сделав выбор в пользу Atelier Versace. «Во время премьеры он сказал: «Если бы мне предложили боксерский поединок с Мохаммедом Али или Джессикой Честейн, я бы выбрал Али», — рассказала актриса WSJ Magazine.
Защитники бренда и окончание бойкота
Отношение к Marchesa начало меняться после Met Gala 2018, когда Скарлетт Йоханссон появилась в платье бренда — тогда ее выбор вызвал шквал неодобрения в соцсетях. В эфире Entertainment Tonight актриса объяснила свое решение: «Я выбрала Marchesa, потому что их вещи помогают женщинам чувствовать себя красивыми и уверенными в себе. И я была рада поддержать бренд, созданный невероятно талантливыми девушками-дизайнерами».
В течение следующих месяцев наряды бренда стали все чаще появляться на красных ковровых дорожках: Ванесса Хадженс надела Marchesa на лос-анджелесскую премьеру картины «Собачьи дни», Синди Кроуфорд — на премию Fashion Awards 2018, Приянка Чопра — на свой девичник в Нью-Йорке. «Джорджина моя подруга, — говорила Чопра в интервью WWD. — В случившемся нет ее вины. Нельзя переносить на нее ответственность за действия ее партнера... Думаю, я сделала правильный выбор — женщины должны поддерживать друг друга».
Если раньше Чапман называли наивной жертвой, то теперь ее воспринимают скорее как бизнесвумен, несправедливо обвиненную в преступлениях мужа. И уже не осуждают актрис за то, что они выбирают платья Marchesa: в конце концов, они, возможно, просто хотят видеть в своем гардеробе красивые платья, не вкладывая в это никакой социальный подтекст.
Читайте также: Как изменился мир после скандала с Харви Вайнштейном
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.