© Photo: Kim Weston Arnold/Indigital.tv

Мода

Почему Дрис Ван Нотен — самый интеллектуальный дизайнер современности 

В 63-й день рождения бельгийского дизайнера изучаем его феномен

«Для меня женщина важнее моих произведений, я стараюсь создавать одежду, которую каждая сможет носить по-своему», — говорил Дрис Ван Нотен после показа первой женской коллекции в 1993 году. С тех пор принципы бельгийского дизайнера не поменялись, только стоит добавить одно важное уточнение — ему по-прежнему интересно создавать то, чего никто не ждет. Не идти на поводу у времени, а, наоборот, диктовать свои условия. Например, делать модным что-то совсем неактуальное, находить гармонию между тем, что красиво и что некрасиво. «Моей главной особенностью было то, что я привил любовь к плохому вкусу», — считает Дрис. Наши коллеги по цеху говорят, что секрет его успеха в инаковости, отказе от шаблонов. Этот подход и помог ему стать лучшим из лучших — в начале карьеры газета Journal du Textille назвала его одним из самых талантливых дизайнеров, поставив в своем рейтинге на второе место после Жан-Поля Готье. 

Dries Van Noten весна-лето 1994

У родителей Дриса был свой магазин одежды и ателье, и сын должен был унаследовать их дело. В итоге он решил, что одежду гораздо интереснее создавать, чем продавать, и выбрал профессию дизайнера. Впервые о Дрисе Ван Нотене услышали в связке с еще пятью молодыми бельгийскими дизайнерами, выпускниками Королевской академии изящных искусств в Антверпене с 1980-го по 1981-й. Впоследствии их сообщество окрестили «антверпенской шестеркой», ставшей феноменом не только в бельгийской индустрии, но и в мировой истории моды. Несмотря на разное видение, все они являлись последователями модного деконструктивизма и преследовали одну цель — заставить других посмотреть на моду как на искусство. Все коммерческое легкомысленно, все авторское — не для всех, а только для интеллектуалов. У моды есть своя идеология и свои ценности, как в архитектуре и в живописи — другими словами, у одежды всегда должна быть смысловая нагрузка. Никто из них так и не уступил коммерции, но дальше всех в этом направлении продвинулся Дрис Ван Нотен как настоящий художник, продолжающий свои эксперименты не только с формой, но и с цветом, и с принтами. Он никогда не будет создавать просто футболку, или, как он сам говорит, «какую-то глупую футболку», — в ней всегда должна быть концепция. 

Dries Van Noten осень-зима 2018

© Photo: Kim Weston Arnold / Indigital.tv

Dries Van Noten осень-зима 2018

© Photo: Kim Weston Arnold / Indigital.tv

Постулат «никогда не думай о деньгах, и они сами к тебе придут» здесь сработал на ура. Первая женская коллекция одежды Dries Van Noten весна-лето 1994 не просто имела коммерческий успех — она стала революцией. Ранее создававший только мужские коллекции, Ван Нотен еще никогда не использовал в коллекциях принты. Это было время минимализма, черного и белого, бежевого и серого, но никак не принтов. После показа Flowers все увидели, что, оказывается, можно вместе носить цветочные принты и клетку, экспериментировать с цветом и фактурами. К слову, именно тогда шелк и креп-жоржет, которые всегда считались тканями для особых случаев, стали повседневными: Дрис просто постирал их в стиральной машине и создал новый материал — мятый шелк. В восторге были все, в том числе и главная икона стиля Мадонна, сменившая эпатажный корсет и широкие мужские брюки Готье на женственное платье Ван Нотена. 

Dries Van Noten весна-лето 2016

© Photo: Yannis Vlamos / Indigitalimages.com

Dries Van Noten осень-зима 2020

© Photo: Alessandro Lucioni / Gorunway.com

«Я не люблю однообразное и скучное», — объясняет Дрис Ван Нотен. Конечно, неприязнь дизайнера ко всему обыденному и заурядному трудно было не заметить. Он сочетает несочетаемое, а принты придумывает в своем роскошном саду в поместье Рингенхоф под Антверпеном. «Я постоянно наблюдаю и думаю. Например, гладиолус не в моде — что с ним можно сделать? И я иду в сад, срываю его и несу домой, чтобы попробовать обыграть его цвет и форму с помощью других фактур» — так рождаются те самые принты, которые мы видим на платьях и топах из новых коллекций Dries Van Noten. В каждой вещи Ван Нотена есть своя ценность — это не просто яркий принт, это часть его быта, созданная им фотография или цветок, который он сам вырастил. Так композиторы сочиняют мелодии и песни, режиссеры снимают фильмы, а художники стараются запечатлеть на холсте самые дорогие сердцу воспоминания. Дрис Ван Нотен не продает, а в первую очередь творит, и его произведениями хотят обладать настоящие ценители. 

Dries Van Noten осень-зима 2018

© Photo: Kim Weston Arnold / Indigital.tv