© Дженнифер Лопес в Versace на «Грэмми», 2000

Мода

Почему звезды надевают одни и те же платья по несколько раз

Заботясь об осознанном потреблении, знаменитости выходят в одинаковых нарядах и вас к тому же призывают

Слышали что-нибудь про #30wears challenge? Его инициатор Ливия Ферт призывает перед совершением покупки задаться простым, казалось бы, вопросом: смогу ли я надеть эту вещь хотя бы тридцать раз? «Если ответ положительный — покупайте. Но вы удивитесь, как часто станете отказываться от покупки», — говорит основательница компании Eco Age, консультирующей модные марки по вопросам устойчивого развития. Тот же вопрос поможет переосмыслить уже имеющиеся вещи. Сколько раз вы надевали вот это платье? А те брюки?

Рок Хадсон и Рита Морено в Рitoy Moreno на «Оскаре», 1952

Рита Морено в Рitoy Moreno на «Оскаре», 2018

© ZUMA Press, Inc. / Alamy Stock Photo

Статистика неумолима. Проведенный несколько лет назад в Великобритании опрос, на который любят ссылаться эковоины, показал, что треть женщин считают вещь старой еще до того, как наденут ее хотя бы трижды. В среднем вещь надевается семь раз, прежде чем от нее решают избавиться. В среднестатистическом женском гардеробе есть как минимум десять предметов, которые больше никогда не будут носить. При этом ежесекундно целая гора одежды, которой легко можно было бы заполнить грузовик, попадает на свалку или — ­ничуть не лучше — сжигается.

Анна Винтур в Gucci на показе Coach, 2019

© Bauzen

Анна Винтур в Gucci на превью выставки в Метрополитен-музее, 2019

© Christian Vierig

Почему достигла пика культура одноразового использования одежды, объяснить несложно. Сперва ее демонстрировали знаменитости, никогда не появлявшиеся в одном наряде дважды. В последние годы к ним подключилась тяжелая артиллерия — инфлюенсеры, которые даже сумки меняют с утомительной быстротой, не говоря уже про платья. Увы, подписчики не всегда понимают, что весомую часть одежды и аксессуаров их любимцы получают по бартеру — в обмен на посты и лайки. Герои стритстайла, переодевающиеся по пять раз на дню, как правило, одалживают то, в чем покоряют Недели моды. В долгах как в шелках — в буквальном смысле! — и звезды первой величины. Парадно-выходные туалеты им выдают модные Дома — на один вечер, с обязательным возвратом. К слову, у заимствованного платья вполне «осознанная» жизнь: после того как его выгуляла какая-нибудь дива, наряд могут «ссудить» знаменитости калиб­ром поскромнее.

Кирстен Данст в Christian Lacroix и Джейк Джилленхол на вечеринке Vanity Fair, 2004

© Matt Baron/BEI/Shutterstock

Кирстен Данст в Christian Lacroix на вечеринке Chopard, 2017

© OLIVIER BORDE / BESTIMAGE

Впрочем, лед тронулся даже в Голли­вуде. Когда 8 мая 2018 года, в день открытия Каннского кинофестиваля, Кейт Бланшетт прошлась по красной дорожке в черном Armani Privé, весь мир ахнул: дежавю! Четырьмя годами ранее австралийка в том же платье поднялась на сцену бального зала The Beverly Hilton Hotel за своим «Золотым глобусом». Немыслимое по классическим глянцевым стандартам решение — появиться в одном и том же наряде на двух равносильно важных мероприятиях — не вынужденное и не случайное. Актриса приняла его вместе со своим стилистом Элизабет Стюарт, всерьез обеспокоившись тем, как звезды искажают представления поклонников о необходимом количестве одежды. «Мы не ждем нового шедевра каждый раз, когда посещаем Лувр, — выступила тогда на стороне подопечной Стюарт. — Настоящие красота и искусство выдерживают испытание временем».

Кейт Бланшетт в Armani Privé на «Золотом глобусе», 2014

© Steve Granitz

Кейт Бланшетт в Armani Privé на Каннском кинофестивале, 2018

© JACOVIDES-BORDE-MOREAU / BESTIMAGE

Что приятно, акция оказалась не разовой: вот уже на протяжении полутора лет Бланшетт намеренно повторяется. А Стюарт приобщает к тренду других своих клиенток — например, Джулию Робертс. И коллег: по словам Элизабет, после каннского триумфа с ней связался десяток-другой стилистов, которые всерьез задумались о необходимости реформировать подход к одежде. То, что раньше прощалось разве что членам королевских семей и редакторам моды с большой буквы, сегодня даже пересудов не вызывает — исключительно одобрение.

Королева Сильвия в Nina Ricci на церемонии вручения Нобелевской премии, 1995

© Janerik Henriksson / TT /

Принцесса Виктория в Nina Ricci на церемонии вручения Нобелевской премии, 2018

© IBL/Shutterstock

Попутно уничтожается и ­другой модный стереотип — о новизне и соответствии сезону. Понятие so last season и само сегодня ­устарело. Надеть платье пяти- или ­десятилет­­ней давности (то, что еще не может претендовать на гордое звание «вин­таж») — больше не преступление и да­же не вызов. Отсюда и возник­новение площадок вроде TSUM Vintage (пространство на третьем этаже ЦУМа), где можно найти Lanvin времен Альбера Эльбаза и Alexander McQueen времен самого Ли. Да и стоит ли ­смотреть свысока на вещи прошлых сезонов, когда мода до смешного циклична? Посмотрите на Versace, которые переиздают знаменитейшее Jungle Dress спустя почти двадцать лет после того, как в нем пришла на «Грэмми» Дженнифер Лопес. А мы ждем Лопес на дорожке «Оскара» в ­неповторимом оригинале. Потому что такая вещь точно не должна томиться в шкафу.

Дженнифер Лопес в финале показа Versace, 2019

© MIGUEL MEDINA

Читайте также

Сериалы

«Миссис Америка» c Кейт Бланшетт, возможно, заставит вас проникнуться к антифеминисткам

Мода

Какие сумки носит Кейт Миддлтон