Мода

Почему технологичная одежда — новый люкс и стоило ли Jil Sander+ делать коллаборацию с Arc’teryx

Разбираемся в феномене аутдора
Белла Хадидnbsp
Victor Virgile

Кто-то скажет, что коллаборация Jil Sander+ и Arc’teryx — это революционно и эпохально. Но на самом деле это слияние было просто вопросом времени. Всеобщее помешательство на аутдор-марках происходит уже не первый год, и вот наступил момент, когда оно официально закрепило свои позиции в мире высокой моды. Сегодня мы можем смело заявить: технологичность — новый люкс. Но как это произошло и какие риски могут понести Jil Sander и Arc’teryx из-за своей коллекции?

«Помните, как в 2018-м я прилетел на Неделю моды в Париже в «cаломонах» и все смотрели на меня как на сумасшедшего?» — пишет A$AP Nast у себя в инстаграме. Так вот, сегодня Salomon и их непромокаемые кроссовки с шипованной подошвой и фиксацией стопы открывают рейтинг самых популярных брендов Highsnobiety x Lyst. Впрочем, именно тогда — когда на Наста в Париже бросали косые взгляды — эти кроссовки и начали набирать популярность. А вместе с ними еще десятки технологичных марок, которые принято считать андерграундом в мире моды: Kalenji, Oakley, Karrimor, Patagonia, ACRONYM, Arc’teryx и многие другие.

Instagram content

View on Instagram

Но многие из этих марок существуют уже не первый десяток лет. Большинство из них корнями уходят еще во вторую половину XX века. И сказать, что до конца 2010-х на них никто не обращал внимания, тоже нельзя. «Заигрывание с аутдором в модной среде совсем не ново, — говорит сооснователь издания SLOWW Кирилл Астраханцев. — Взять хотя бы мужскую коллекцию Prada времен Нила Баррета (1995), а затем Prada Sport (a.k.a. Prada Linea Rossa). Уже в те времена бренд использовал мембрану Gore-Tex, синтетический наполнитель Thermore и прогрессивные материалы производителей вроде Scholler. Но ранее подобное совсем не ассоциировалось с люксом». 

Мир моды взял курс на комфорт в 2014–2015 годах. Тогда индустрия будто бы устала от обилия красок, перьев и расшитых стразами тканей и сказала: «Переодеваемся в худи». Если быть совсем точными, сделали это Демна Гвасалия и Гоша Рубчинский, а поп-культура (которая испокон веков ведет тренды в массы) им повиновалась. В модной прессе все чаще стало фигурировать такое редкое прежде слово «удобно», а спортивные костюмы стали униформой звезд, блогеров и модных редакторов всего мира. Но комфорт и технология — это совсем не одно и то же. Демна и Гоша всего лишь расширили кругозор потребителей и первыми в пресловутую эпоху инстаграма заявили: вы можете носить все что хотите. А следом за этим, уже в конце 2010-х, модную индустрию накрыло большой волной аутдора. Тогда массовым стал тренд на туристический шик — со всеми его дождевиками, панамами, поясными сумками и рюкзаками. Ну а где туризм, там и активный отдых, для которого, собственно, аутдор-одежду и придумали. 

Функциональные куртки с вырезанными лазером карманами, ультралегкие непромокаемые кроссовки, брюки с водоотталкивающей мембраной — все это альпинисты, любители хайкинга и прочие фанаты активного отдыха на природе провозгласили своей униформой. И именно эту нежную любовь к природе автор Highsnobiety Евгений Рабкин считает причиной популярности аутдора: «Большинство из нас не лазает по горам и не ходит в экспедиции, но романтика, которая сопровождает эти действия, в глубине души нравится каждому. Мы не бросаемся в бой, но любим носить форму. И технологичная одежда — со всей ее функциональностью, долговечностью и явными отсылками к военному снаряжению — отвечает всем требованиям этой униформы».

Instagram content

View on Instagram

Особенно актуальным такое объяснение кажется в 2020-м. Из-за пандемии каждый из нас пересмотрел свою систему ценностей — и природа в этой системе забралась на самый верх. Оказавшись запертыми в четырех стенах — по собственному желанию или необходимости, — мы все отчаянно хотим вырваться на улицу. А если там проливной дождь, град или пурга, куда приятнее будет прогуляться в куртке с утеплителем из водонепроницаемой ткани, чем в шерстяном пальто. 

Основатель ювелирного бренда Feral Relic Михаил Окороков совсем недавно вернулся с Камчатки, где неделю провел в куртке Arc’teryx, и лично убедился во всех преимуществах функциональной одежды. «Главный смысл этих курток в том, что они покрывают все твои «экзистенциальные» потребности, — говорит Миша. — То есть в них всегда комфортно. Мембрану можно носить с поздней весны до середины осени, а в холода надеть под нее нижний слой. Да, такие куртки стоят достаточно дорого, но тут нужно учитывать, насколько часто эту одежду можно носить (я, например, вообще не снимаю). При этом есть стойкое ощущение того, что актуально выглядеть она тоже будет еще очень долго». 

Instagram content

View on Instagram

Но почему мы так смело заявляем, что аутдор со всей его технологичностью — теперь не только униформа любителей активного отдыха, а новый люкс? Все просто. Само понятие роскоши за последние годы сильно трансформировалось. Оно стало синонимичным комфорту, и в этом тоже отчасти виновата пандемия. Мы начали сильнее ценить свой дом, заботиться о том, что нас окружает, и превыше всего ставить собственное удобство. Словом, делать все, чтобы жить в этом самом комфорте. Согласитесь, довольно большая роскошь. 

Да и сам подход к жизни в этом году у каждого из нас стал более осознанным. Зимой на улице мы видим все меньше голых щиколоток, расстегнутых пальто и людей без шапок. Теперь мы действительно делаем все для того, чтобы не заболеть — не важно чем: простудой или ковидом. И на моде такая осознанность, конечно, тоже отразилась. «Роскошь этой технологичной одежды в том, что одной куртки тебе будет достаточно, — говорит Михаил Окороков. — Кроме нее из верхней одежды тебе больше ничего не нужно покупать». 

И моде эта мысль очень нравится. Индустрия постепенно начинает делать ставку на технологичность, перенимая у аутдора все самое лучшее. Мэтью Уильямс выпускает в Alyx обувь на подошве Vibram, Вирджил в Off-White — куртки с мембраной Gore-Tex, а Jil Sander — как все мы уже знаем — объединяются с Arc’teryx для выпуска совместной коллекции. Последняя, правда, запланирована на октябрь 2021-го, и это довольно грустно. Но не потому, что нам эти вещи придется ждать еще очень долго, а потому, что через год в этой коллекции, возможно, уже не будет того «класса», который мог бы случиться в 2020-м. Ведь все мы знаем, что происходит с андерграундными трендами после того, как они попадают в большие миры моды или поп-культуры, — они становятся мейнстримовыми и теряют свою силу. И хотя у нас нет никаких сомнений в том, что Jil Sander+ x Arc’teryx будет коллаборацией достойной, все же хочется спросить у брендов: «Может, не стоило?»

Instagram content

View on Instagram