You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. Тенденции

Как поэзия вдохновляет модных дизайнеров

От цитат из произведений на платьях до чтения стихов на подиуме

Как поэзия вдохновляет модных дизайнеров

Бьянка Пуччарелли Менна на показе Christian Dior осень-зима 2019 в Париже. Фото: Jamie Stoker

Показ Christian Dior осень-зима 2019 начался необычно: первой на подиум вышла не модель, а 88-летняя итальянская художница и поэтесса Бьянка Пуччарелли Менна, она прочитала отрывок из своего стихотворения. Ее творчество стало и элементом сет-дизайна: буквы из поэмы Бьянки украшали стены музея Родена, где проходило шоу. «Слова — один из самых мощных источников вдохновения для меня, — объяснила задумку Мария Грация Кьюри в интервью Vogue. — В фильмах все решено за зрителя, но книги позволяют нам включать свою фантазию». Рассказываем, как дизайнеры интерпретируют поэтические референсы и почему в последнее время делают это все чаще.

Возможно, эта тенденция связана с ростом интереса к поэзии в целом. За последние несколько лет в Великобритании продажи собраний стихотворений выросли на 12 процентов — похожая ситуация наблюдается и в других странах. В США поэтические книги каждый год продаются на 21 процент лучше по сравнении с предыдущим. В то же время возможности авторов, которые не печатаются, тоже растут — благодаря интернету они привлекают внимание читателей к своим работам даже без связи с издательствами. Стихотворный жанр и не думает умирать.

В моде стихов становится все больше. В сезоне осень-зима 2019 креативный директор Valentino Пьерпаоло Пиччоли объединился с четырьмя современными авторами — Ирсой Дэйли-Уорд, Гретой Белламациной, Робертом Монтгомери, а также молодым поэтом, известным в инстаграме под ником Mustafa the Poet, и использовал цитаты из их произведений в качестве принтов. А совместно с Ирсой Дэйли-Уорд сделал проект Valentino On Love — лимитированную коллекцию сумок, каждая из которых идет в комплекте с книгой поэтессы.

Valentino осень-зима 2019
Valentino осень-зима 2019

Хотя романтические стихи чаще ассоциируются с женщинами, тема поэзии присутствовала даже на мужских показах осень-зима 2019. Бренд Siki Im, например, задействовал в своей коллекции строки из поэмы чилийского поэта и политического деятеля Пабло Неруды Lost in the Forest. Undercover и Valentino обратились к наследию Эдгара Аллана По и создали футуристичные принты по мотивам его поэзии и прозы.

Undercover осень-зима 2019
Undercover осень-зима 2019

Во время презентации J.M. Weston историк моды, куратор, а с позапрошлого лета — художественный директор этого обувного бренда, Оливье Сайяр выступал в образе парижского официанта, описывая каждую модель обуви в стихах. Дизайнер Такахиро Мияшита сделал для курток и кожаных комбинезонов Takahiromiyashita The Soloist нашивки с выдержками из лирической поэзии.

Takahiromiyashita The Soloist осень-зима 2019
Takahiromiyashita The Soloist осень-зима 2019

Такие взаимоотношения между модой и литературой — отнюдь не новая история. В 1920-е годы дизайнер текстиля Соня Делоне сотрудничала с такими поэтами-дадаистами, как Тристан Тцара и Джозеф Дельтель, создавая расписанные строками из их работ «платья-стихотворения». К сожалению, ни одно из них не сохранилось до наших дней. Более современный пример использования слов и текстов в дизайне одежды — кутюрная коллекция Valentino весна-лето 2015 с платьями из многослойного тюля, расшитыми цитатами из «Божественной комедии» Данте.

Valentino Couture весна-лето 2015
Valentino Couture весна-лето 2015

Обмен вдохновением между модой и поэзией не происходит только в одном направлении: обратная связь столь же очевидна. От древнегреческой поэтессы Сапфо до современного английского драматурга Кэрол Энн Даффи, выпустившей целую антологию о том, как мода представлена в поэзии, — авторы нередко обращались к одежде, образам и символам, которые она создает. Современная поэтесса Эми Ки и вовсе посвятила свой сборник стихов Isn’t Forever исследованию того, что и почему мы носим.

«С помощью языка одежды и моды я раскрыла для себя новые горизонты цвета и текстур, и это помогло мне выразить свои неисполненные желания, — объясняет Ки. — В детстве я постоянно носила подержанные вещи и чувствовала себя ужасно немодной. Все изменилось, когда я, став подростком, наконец получила возможность одеваться так, как мне хочется. В этом смысле я вижу сходство между сочинением стихов и составлением образа: каждая деталь имеет значение. Все формы искусства подпитываются друг другом, и мода не исключение».

Уильям Блейк «Вихрь любовников». Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1824-1827
Уильям Блейк «Вихрь любовников». Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1824-1827
комментарии