© Алессандро Микеле и Марко Биццари

мода

Все говорят «дизайнер работал с архивом». Как этот архив выглядит у Gucci?

Алессандро Микеле вернул важному для Gucci пространству оригинальный вид

Палаццо Сеттиманни расположено на левом, «ремесленном», берегу реки Арно в двухстах метрах от великолепной базилики Санто-Спирито, спроектированной Филиппо Брунеллески. На то, что этот флорентийский дворец XV века как-то связан с Gucci, снаружи здания намекает только едва заметная металлическая табличка с названием бренда, прикрепленная под цифрой 7, номером этого дома на Via delle Caldaie. 

Палаццо Сеттиманни носит имя семьи, которая приобрела его в XVII веке. Кем именно были владельцы этого дворца, чем они занимались и почему в какой-то момент решили его продать, — Gucci не уточняют. Но в 1953 году семья Гуччи решила, что ей необходимо здание в этой части города (потому как именно тут когда-то жили и работали флорентийские ремесленники после переезда семьи Медичи в Палаццо Питти), и выбор пал на этот дом номер 7. В нем пять этажей (включая подвальный), а вход спрятан в вырезанной в здании глубокой арке, закрытой с улицы высокими деревянными дверями. Первого июля Алессандро Микеле открыл эти двери для журналистов и приближенных к Gucci людей по случаю столетия бренда. И мы оказались в числе этих счастливчиков.

В 1950-х здесь расположилась первая фабрика Gucci. Когда бренд возглавил Том Форд, палаццо превратилось в шоурум и продолжило работать в том же статусе при Фриде Джаннини. И только Алессандро Микеле, заняв пост креативного директора, решил, что у такого прекрасного дворца должна быть не менее прекрасная функция — и разместил в нем архив флорентийского модного Дома. «Я вернул Палаццо сказочную ауру, — говорит Микеле. — Она превращает маленький вестибюль в ворота, которые ведут в измерение сновидений. Это своего рода святилище, через которое ты проходишь перед тем, как попасть в святые земли Gucci». 

@gucci

Фотографировать здесь ничего нельзя. По отношению к гостям архива это жестоко, потому что фотографировать хочется каждый сантиметр. Маленькая дверь в арке ведет в крошечную комнату с бархатным креслом цвета морской волны и небольшим столом. Это ресепшен. Повернете направо — попадете в лобби-переговорную с еще более роскошной мебелью, пойдете налево — попадете в сердце Палаццо.  

Центральное помещение дома — холл с застекленным внутренним двором. Посреди этого небольшого квадрата под открытым небом стоит дерево в глиняном горшке 1930-х годов. Раньше этот дворик был накрыт куполом, но поскольку Алессандро Микеле решил вернуть Палаццо Сеттиманни первозданный вид, этот зачем-то надстроенный в 1990-х купол сняли первым делом. Вокруг стеклянных окон, отделяющих двор от внутреннего пространства холла, стоит несколько стеллажей: с винтажными сумками 1960–1990-х годов, «багетами» эры Тома Форда и усыпанными стразами клатчами Фриды Джаннини. Особенно интригует саквояж с цветочным принтом, на котором выбиты инициалы J.O. Кому именно он принадлежал, точно неизвестно, но не исключено, что хозяйкой могла быть сама Джеки Онассис — большая поклонница Gucci.

© AGNESE BEDINI

Этот холл ведет в несколько комнат, каждая из которых названа словами-мантрами из лексикона Алессандро Микеле: Hortus Deliciarum (в переводе с латыни — «сад»), Prato di Ganimede (с итальянского — «луг Ганимеда»), Le Marché des Merveilles (с французского — «рынок чудес») и Swan (с английского — «лебедь»). Последний назван в честь оригинальной фрески XVII века с изображением черного лебедя на сводчатом потолке этого зала, которая была обнаружена в процессе реставрации палаццо Сеттиманни. В «Лебеде» представлены сумки Jackie 1960-х, 1970-х и более поздних годов, а также безымянный прототип модели, который часто с «Джеки» путают. Их главное отличие заключается в том, что у «Джеки» есть жесткое дно, а у ее прототипа — нет. Две ее боковые стенки сшиты между собой по периметру.

© AGNESE BEDINI

В других залах на первом этаже хранятся винтажные чемоданы, созданные в разные десятилетия, и разложенные по маркированным коробкам сумки (многие из них уже давно не выпускаются), ремни и другие маленькие кожаные аксессуары. Цокольный этаж заполнен креслами, часами, пепельницами, посудой, портсигарами, зажигалками, пледами, подсвечниками и другими предметами интерьера, многие из которых были созданы еще самим Гуччио Гуччи. Здесь же, кстати, есть и конная амуниция: седло, хлыст, жокейские сапоги. Это одни из самых старых предметов в Палаццо — Гуччио создал их, изучив во время работы посыльным в лондонском отеле Savoy, чем увлекается его роскошная светская публика.

@gucci

Второй этаж архива Gucci отведен под платки и одежду. Целый зал посвящен художнику-иллюстратору Витторио Аккорнеро, автору культового принта Flora 1966 года. В комодах с неглубокими, но широкими ящиками лежат многочисленные оригиналы работ Аккорнеро, выполненных на бумаге. Большинство из них перекочевало на шелковые платки. 

@gucci

Соседняя комната занята одеждой — гигантскими шкафами с костюмами, шубами, топами и юбками в полупрозрачных кофрах. Все это — винтаж и подиумные коллекции Форда, Джаннини и Микеле. Но самые зрелищные экспонаты представлены в зале «Мечтатель» — платья, которые знаменитости надевали на красные дорожки. Здесь и наряд Ланы Дель Рей с бала Met Gala 2019 года, и два покрытых стразами платья Флоренс Уэлч, и полностью усыпанное пайетками, в котором выступала Бьорк, и розовое с многослойной юбкой, в котором Дакота Джонсон появилась на премьере фильма Bad Times At The El Royal в 2018-м. Каждое из этих платьев помещено в прямоугольную витрину, и все они по встроенным в пол рельсам съезжаются в центр зала, образуя большой сундук. Так наряды хранятся здесь, когда к ним не приходят гости. 

Тут же — на втором этаже — разместилась площадка Gucci Education. Это большой конференц-зал с деревянной мебелью, экранами, камерами и микрофонами, в котором сотрудники бренда проходят мастер-классы и слушают лекции с целью повышения квалификации. А слева от него висит большая картина «Жокей и маленькая девочка» итальянского художника Доменико Индуно. Ее купили прежние владельцы Палаццо.

СЕО Gucci Марко Биццари и креативный директор бренда Алессандро Микеле

На третий, четвертый и пятый этажи вход для посетителей закрыт. Там расположены предметы архива, которые Gucci пока не готовы показать широкой публике. Все эти редкие (иногда единственные в своем роде) вещи собирает по миру небольшая команда мастеров, которая трудится в Палаццо Сеттиманни. Они связываются с многолетними клиентами модного Дома и выкупают у них винтажные чемоданы, сумки, аксессуары, одежду и предметы интерьера. Иногда находят какие-то из них на ярмарках и ресейле, а потом кропотливо изучают и проверяют на оригинальность. И никакими специальными технологиями, машинами и аппаратами они не пользуются — все исследуют исключительно вручную. 

Большую часть времени Алессандро Микеле проводит не здесь, а в дизайн-офисе бренда в Риме. Но сюда приезжает довольно часто — поработать с архивами, изучить новые экземпляры и просто насладиться атмосферой Палаццо XV века. Откроется ли когда-нибудь этот дворец для широкой публики — неизвестно. Но если это все же произойдет, мы уверены: отбоя от желающих увидеть богатые архивы Gucci своими глазами точно не будет.