Габриэла Херст — одна из самых ярких представителей плеяды дизайнеров, выступающих за экологичный подход к моде. Так, в прошлом сентябре в рамках нью-йоркской Недели моды она организовала первый в истории углеродно-нейтральный показ. В этом сезоне Херст во имя светлого будущего моды решила обратиться к прошлому. «Нам стоит вернуться в то время, когда вещи создавались совсем иначе, а полиэстер еще не успел заполонить все на свете, — рассказывает нью-йоркский дизайнер, чье детство прошло на ранчо в Уругвае. — Сейчас мы находимся в постоянной гонке за успехом и ростом производства, но какова реальная цена всего этого?».
«Я очень стараюсь сделать так, чтобы у каждого нашего продукта было свое предназначение, — говорит Херст. — Также мы уделяем внимание другим аспектам: поддерживаем локальных мастеров или фабрику, которая хочет производить красивые ткани».
Херст считает, что модная индустрия не может стать полностью экологичной в мгновение ока. Однако своим примером она старается хотя бы немного изменить ситуацию. В интервью Vogue дизайнер рассказала, что именно делает.
Главная идея в том, что мы хотели работать с «мусором» — остаточными материалами, — так как природные ресурсы очень ограниченны. Многие уверены, что живут в мире изобилия, но это не так. У дизайнеров есть возможность использовать уже имеющиеся материалы и создавать из них вещи, которые будут по-прежнему соответствовать критериям люкса, качества и настоящего мастерства.
Мы взяли старинные рваные турецкие ковры и сшили их вместе, в итоге получилась верхняя одежда с подкладкой из кашемирового букле. Каждый предмет из коллекции уникален. Мы также использовали вещи из наших архивов, например, одно и то же пальто в двух разных цветах, разобрали их на части и перешили. Такая работа требует много ручного труда, но зато вы используете уже существующие материалы, а не заказываете новые.
В коллекции около 30 процентов переработанного кашемира — у нас впервые был доступ к такому объему по-настоящему интересных экземпляров тканей. Переработанную пряжу мы получаем от одного итальянского поставщика. Эстетически такой кашемир немного отличается от нового, но с ним можно работать. Еще у нас есть прекрасный кашемировый твил, который идеально подходит для костюмов. Мне нравятся вещи, кажущиеся довольно скромными на первый взгляд, но при этом воплощающие собой настоящую роскошь.
Мне нравится, что в вещах, созданных человеком, есть естественность. Важно не забывать, каково это — работать руками. Я люблю ручной труд и совершенные человеком ошибки.
В этом сезоне нам помогали двое мастеров, которые вяжут вручную. Я сотрудничаю с некоммерческой организацией Manos del Uruguay, которая вот уже 15 лет нанимает женщин на работу. Их опыт очень вдохновляет. С нами также работала Магдалена, наша местная вязальщица. Она специализируется на макраме и часто приглашает других мастериц себе в помощь. Вместе они создают невероятные вещи — это настоящее ремесленное искусство.
Мы применяем ручное окрашивание к самым разным текстурам, включая кожу, которая, в свою очередь, является побочным продуктом мясной промышленности. Это одна из самых старинных техник в нашем арсенале. Я глубоко уважаю ручной труд и артизанальное производство, а также коллективную работу. Наша главная цель — сохранить высокий уровень качества. Мне кажется, сегодня этому придают все меньше значения, но я пытаюсь исправить эту ситуацию.
У нас не было задачи стать первыми. Нам было важно понять, насколько серьезный углеродный след оставляет производство одного показа, получить реальные данные и цифры и попытаться снизить их. Конечно, мы подсчитали объем выбросов углерода от шоу этого сезона и постарались компенсировать его. Но компенсация — не решение проблемы.
Углеродный след от самого показа совсем незначительный: мы строго следим за рациональным использованием электроэнергии. На бэкстейдже нет никаких электронных устройств, сет-дизайн сделан из переработанных и переделанных материалов, которые мы будем использовать и потом. В этом сезоне в качестве декораций у нас тюки с переработанной бумагой. Мы всячески стремимся к тому, чтобы производить как можно меньше мусора.
Я аплодирую большим брендам, которые решили подхватить инициативу: мне кажется, иногда люди боятся сказать или сделать что-то неидеально. Крупные компании на виду больше других, поэтому в их случае риски выше, так как люди любят обсуждать и осуждать. Если они действительно хотят изменить ситуацию и смогут предоставлять данные, которые наглядно покажут, что их усилия не напрасны, мне кажется, это лучше, чем совсем ничего. Нет простого и быстрого решения проблемы, так что нам предстоит приложить немало усилий.
Если говорить о неликвиде, то мы вполне следуем намеченному плану. Достать такие материалы надлежащего качества оказалось труднее, чем я думала. Но эти сложности служат мне отличной мотивацией: если вы действительно горите чем-то, вам хочется решать возникающие проблемы. Думаю, нужно использовать свою креативность ради конкретной цели.