Спустя почти век после того, как Коко Шанель представила миру свою гениальную идею
Маленькое черное платье давно стало синонимом сексуальности, гедонизма и самой моды, отвоевав себе почетное место почти в каждой коллекции. Все началось с Коко Шанель — именно она была первым дизайнером, кто осознал весь потенциал этого предмета гардероба, и то был ее первый шаг на пути к славе.
В 1926 году маленькое черное платье авторства Шанель — с длинными рукавами, целомудренно прикрывающее колени — впервые появилось на страницах октябрьского номера американского Vogue в виде иллюстрации. Сегодня такой фасон кажется слишком скромным, даже консервативным. Но в то время это платье служило олицетворением свободных «ревущих двадцатых» и идеально вписывалось в гардероб молодых женщин, которые одним своим видом стремились показать — перемены не за горами.
В течение последующих десятилетий за маленьким черным платьем закрепилось клише «нестареющей классики», и уже мало кто вспоминал про его политическую актуальность. Меж тем в декабре 1961 года на экраны вышел фильм «Завтрак у Тиффани», где Одри Хепберн появилась в знаменитом черном платье авторства Юбера де Живанши — в том же месяце на территории Великобритании стали продаваться противозачаточные таблетки (правда, только для замужних женщин).
К началу 1980-х, когда мир охватила офисная лихорадка вперемешку с одержимостью диетами и аэробикой (все мы помним ту самую тренировку в исполнении Джейн Фонды), маленькое черное платье прочно обосновалось в гардеробах вечно худеющих женщин. Вопреки идее освобождения, заложенной в свое время самой Шанель, этот предмет одежды стал неким социальным маркером, помогающим оценивать женские тела и моральные принципы в соответствии с социальными устоями.
В июне 1994 года принцесса Диана пришла на торжественный ужин в галерее «Серпентайн» в неподобающем для королевского протокола платье Christina Stambolian. Выбор был не случаен: в тот же вечер принц Чарльз выступил на национальном телевидении, признавшись, что у него долгое время был роман на стороне. Наряд Дианы тут же окрестили «платьем мести», хотя его вполне можно было бы назвать «платьем независимости» или «платьем свободы».
Так какое место этот предмет одежды занимает в гардеробах современных девушек, не обремененных необходимостью рассказывать всем о своем семейном положении или демонстрировать результат эффективной диеты? Девушек, которые хотят «вернуть себе улицы» и, выходя из дома, хотят чувствовать себя в безопасности, вне зависимости от того, что на них надето.
Спустя почти 100 лет гениальная идея Коко Шанель обретает новую жизнь в руках современных дизайнеров. Сегодня маленькое черное платье вновь становится символом социальных перемен. Так, Ненси Дояка уверена, что платье должно подстраиваться под женщину, которая его носит, а не наоборот. «У всех моделей регулируются лямки — это очень важно для хорошей посадки, — рассказывала дизайнер обозревателю Vogue Саре Мауэр в преддверии показа своей коллекции осень-зима 2021. — Каждая женская фигура уникальна, и в противном случае платье просто не будет хорошо смотреться». А на показе Coperni первой на подиум, который освещали фары 36 электрокаров, вышла модель Адут Акеч, одетая в идеальное маленькое черное платье.
Одно ясно точно: «ревущие двадцатые» версии 2.0 готовы ворваться с новой силой.