10 фильмов-лауреатов «Золотой пальмовой ветви», которые стоит пересмотреть прямо сейчас

В преддверии Каннского кинофестиваля мы составили список картин, впервые показанных на набережной Круазетт: от шедевров 1960-х и до триумфатора 2019 года — «Паразиты»
Editorial use only. No book cover usage.Mandatory Credit Photo by Curzon Artificial EyeKobalShutterstock Yeojeong Jo as...
Editorial use only. No book cover usage.Mandatory Credit: Photo by Curzon Artificial Eye/Kobal/Shutterstock (10456290e)Yeo-jeong Jo as Park Yeon-kyo'Parasite' Film - 2019All unemployed, Ki-taek's family takes peculiar interest in the wealthy and glamorous Parks for their livelihood until they get entangled in an unexpected incident.Кадр из фильма «Паразиты»

75 лет прошло со дня основания Каннского кинофестиваля, а его «Золотая пальмовая ветвь» по-прежнему остается одной из самых почетных наград в индустрии. Этот приз доставался величайшим деятелям кино, среди лауреатов — Роберто Росселлини, Орсон Уэллс, Анри-Жорж Клузо, Луис Бунюэль и многие другие. Фестиваль по-настоящему всеобъемлющий — спорные и скандальные ленты, проливающие свет на насущные социальные проблемы, здесь только приветствуют. 

В 2021-м фестиваль — после отмены в прошлом году — начнется 6 июля. Мы уже рассказали о картинах-лауреатах, а сегодня, в преддверии его начала, предлагаем вспомнить 10 лент-призеров прошлых лет, которые стоит пересмотреть на этих выходных.

«Сладкая жизнь» (1960)

Знакомство с творчеством Федерико Феллини лучше всего начинать с этого шедевра. В нем запечатлены семь дней из декадентской жизни пресыщенного римского журналиста в исполнении Марчелло Мастроянни. Он коротает время в поисках историй для своей светской колонки и крутит романы с пленительными и загадочными женщинами: Анук Эме блеснула тут в образе уставшей от рутины богатой наследницы, а Анита Экберг в роли очаровательной кинозвезды, которая танцует до поздней ночи и купается в фонтане Треви, не снимая своего роскошного вечернего платья.

Кадр из фильма «Сладкая жизнь»

Moviestore/Shutterstock
«Фотоувеличение» (1966)

Верушка в расшитом блестками коктейльном платье, Ванесса Редгрейв в клетчатой рубашке на пуговицах, Джейн Биркин в полосатом платье-трапеции — актрисы, появившиеся в этом культовом фильме Микеланджело Антониони, поражают экстраординарной игрой и неповторимым стилем. Они исполняют роли потенциальных возлюбленных модного фотографа (Дэвид Хеммингс), который стал случайным свидетелем убийства, после чего вся его жизнь идет наперекосяк. Триллер рисует яркий портрет свингующего Лондона 1960-х, бурные вечеринки и рок-н-ролльный саундтрек прилагаются.

Кадр из фильма «Фотоувеличение»

Moviestore/Shutterstock
«Таксист» (1976)

Эта картина Мартина Скорсезе о городском сумасшедшем примечательна еще и тем, что стала определяющей в карьере Роберта Де Ниро. Он сыграл тут ветерана Вьетнама, который, вернувшись с войны, работает водителем такси. Катаясь по улицам Нью-Йорка, он постоянно сталкивается с коррупцией и эксплуатацией, и это его потрясает, пробуждает в нем ярость. В фильме присутствует своя красота, она и в запоминающемся музыкальном сопровождении, и в совершенно гипнотических кадрах: вспомните эти галлюциногенные неоновые вывески, залитые дождем тротуары и зловещий пар, вздымающийся над крышками канализационных люков.

Кадр из фильма «Таксист»

Columbia/Kobal/Shutterstock
«Апокалипсис сегодня» (1979)

В центре сюжета военной киноэпопеи Фрэнсиса Форда Копполы — капитан американской армии (Мартин Шин), следующий из Вьетнама в Камбоджу по секретному заданию — убить полковника (Марлон Брандо), оказавшегося предателем. Режиссер бесстрашно и во всех красках демонстрирует нам ужасы боев: показывает усыпанные напалмом поля и охваченные пламенем джунгли, а на сцену авиационного удара накладывает «Полет валькирий» Вагнера. Это зрелищная часть, но если от нее абстрагироваться, тогда фильм предстанет как глубокое размышление о нелепости войны и о том, какие глубокие психологические шрамы она после себя оставляет.

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»

Zoetrope/United Artists/Kobal/Shutterstock
«Весь этот джаз» (1979)

Наполовину автобиографическая музыкальная феерия Боба Фосса начинается с череды притопов, прихлопов и джазовых щелчков пальцами, но за всей этой глянцевой оболочкой скрывается немало серьезных смыслов. Главный герой — эксцентричный хореограф (Рой Шайдер), который ловко жонглировал проектами на Бродвее и в Голливуде, порхал между театральными постановками и монтажом до тех пор, пока не начал потихоньку терять связь с реальностью. Фильм полон фантастических танцевальных номеров, тщательно продуманных костюмов и неожиданных экскурсов в размышления творческого гения.

Кадр из фильма «Весь этот джаз» 

20th Century Fox/Columbia/Kobal/Shutterstock
«Кагемуся: тень воина» (1980)

Япония XVI века, смерть феодала пытаются скрыть посредством двойника — мелкого воришки, который по непонятной причине очень похож на усопшего. Обе роли блестяще исполнил японский актер Тацуя Накадаи, для него и легендарного режиссера Акиры Куросавы фильм «Тень воина» стал предпоследним совместным проектом. Это приключенческая лента о самураях, в которой сплелись придворные интриги в духе Шекспира и взрывные баталии. Кульминация происходящего — душераздирающая сцена, где самозванец позволяет гордыне возобладать над собой.

Кадр из фильма «Тень воина»

Moviestore/Shutterstock
«Париж, Техас» (1984)

Лирической декорацией к этому задумчивому роуд-муви Вима Вендерса послужили бескрайние пейзажи юго-запада Америки. В самом начале нам показывают странника по имени Трэвис (Гарри Дин Стэнтон), одиноко плетущегося по пустыне. После четырех лет таинственной разлуки его находит брат Уолт (Дин Стокуэлл), вместе они задаются целью разыскать давно пропавшую жену Трэвиса Джейн (Настасья Кински). Смотреть ленту стоит хотя бы из-за трогательной сдержанной игры последней, о безупречной стрижке боб и розовом мохеровом свитере, которые сделали ее иконой стиля, и говорить нечего.

Кадр из фильма «Париж, Техас» 

Moviestore/Shutterstock
«Пианино» (1993)

С этой восхитительной исторической драмой Джейн Кэмпион стала первой и по сей день остается единственной женщиной-режиссером, взявшей главный приз Канн. В фильме сразу два ярких оскароносных образа: Холли Хантер в роли немой шотландской вдовы Ады и Анна Пэкуин в роли ее развитой не по годам младшей дочери. Они отправляются в Новую Зеландию, где Аде обещан брак с одним помещиком. Драма начинает вырисовываться, когда героиня соглашается давать уроки музыки неотесанному местному леснику, в которого она, конечно, влюбляется.

Кадр из фильма «Пианино»

Jan Chapman Prods/Miramax/Kobal/Shutterstock
«Магазинные воришки» (2018)

Режиссер Хирокадзу Корээда исследует тему бедности в современном Токио. В центре сюжета оказалась незаурядная семья — пожилая женщина, пара, молодая девушка и мальчик. Они как могут сводят концы с концами, промышляя кражами по супермаркетам. Вскоре в семью принимают еще одного ребенка — девочку (Мию Сасаки), с которой, как герои предполагают, плохо обращались родители. Вот только что это — спасение или похищение? Да, фильм дает мало ответов, зато очаровывает своей теплотой, чувством сопереживания и необычным взглядом на мир.

Кадр из фильма «Магазинные воришки»

AOI Promotion/Kobal/Shutterstock
«Паразиты» (2019)

Эта дерзкая сатирическая лента южнокорейца Пон Чжун Хо уже застолбила за собой место в истории мирового кинематографа — она первой со времен «Марти» (1955) Делберта Манна получила и «Оскар», и «Золотую пальмовую ветвь». В своем произведении режиссер умудрился объединить элементы черной комедии, хичкоковского хоррора и социального реализма. Перед нами притча о двух кланах: одни бедные, но амбициозные, вторые богатые и наивные — их жизни крепко переплетаются. Декорации безупречны, диалоги остры, а от предчувствия неизбежной беды захватывает дух.

Кадр из фильма «Паразиты» 

Curzon Artificial Eye/Kobal/Shutterstock