© ANTONIN THUILLIER

Lifestyle

Как женщины-режиссеры совершили прорыв в киноиндустрии 2010-х

В предыдущем десятилетии женщины-режиссеры боролись за свои права, единым фронтом выступали против критиков и били рекорды кассовых сборов. Так почему же главная кинопремия «Оскар» снова их проигнорировала?

13 января мы наконец узнали, кто же поборется за премию «Оскар» в 2020 году. Итак, академия проигнорировала Грету Гервиг, снявшую адаптацию «Маленьких женщин», хотя до объявления номинантов она считалась одним из явных лидеров в борьбе за статуэтку в категории «Лучший режиссер». Лулу Ванг и ее «Прощание» тоже не удостоились чести бороться за награду. В итоге в этой номинации представлены одни мужчины. Исса Рэй, которая объявляла претендентов на «Оскар» вместе с Джоном Чо, кажется, выразила всеобщее разочарование: «Поздравляю этих мужчин». Новое десятилетие началось с неприятного сюрприза, учитывая, что в предыдущем женщины-режиссеры совершили внушительный прорыв.

Грета Гервиг и Мерил Стрип на съемках фильма «Маленькие женщины», 2019

7 марта 2010 года произошло историческое событие для мировой киноиндустрии — Кэтрин Бигелоу стала первой и единственной на сегодняшний день женщиной — лауреатом премии «Оскар» в номинации «Лучший режиссер». Помимо Кэтрин за всю историю «Оскара» номинации в этой категории удостаивались лишь четыре женщины: Лина Вертмюллер («Паскуалино «Семь красоток», 1975), Джейн Кэмпион («Пианино», 1993), София Коппола («Трудности перевода», 2003) и Грета Гервиг («Леди Берд», 2017).

Победа Бигелоу — переломный момент для всех женщин-режиссеров. Ее фильм «Повелитель бури» — экшен-драма, которая вышла на экраны в 2009 году, стала настоящей сенсацией, поднявшей важные вопросы о войне в Ираке. На Венецианском кинофестивале картину встретили бурными овациями, в мировом прокате она собрала 49,2 миллиона долларов и в итоге получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм», обойдя даже суперхит того года — «Аватар». Но что важнее, «Повелитель бури» заставил зрителей и киносообщество изменить свои представления о том, какие фильмы женщины могут и должны снимать.

Кэтрин Бигелоу на церемонии вручения премии «Оскар», 2010

© Michael Caulfield

«Определенно, киноиндустрия меняется», — говорит Мариэль Хеллер, автор «Дневника девочки-подростка» 2015 года, «Сможете ли вы меня простить?» 2018-го и «Прекрасного дня по соседству» 2019-го. Она приводит в пример программу обеспечения инклюзивности имени Анненберга (Annenberg Inclusion Initiative) при Университете Южной Калифорнии — аналитический центр, который занимается вопросами равноправия в киноиндустрии. Конечно, прогресс не всегда идет по нарастающей: если в 2017 году среди режиссеров-авторов ста самых кассовых фильмов 7,3 процента составляли женщины, то в 2018-м этот показатель снова упал до 3,6 процента. Тем не менее основательница программы Стейси Смит верит, что кинематограф наконец-то действительно начинает меняться. «Если подвести итоги уходящего года, минимум 12 из 100 главных фильмов года были сняты женщинами — это самая высокая цифра в истории», — рассказала она в недавнем интервью Variety, добавив, что «это не предел».

Кассовые сборы имеют значение

Одной из наиболее успешных картин 2019 года с финансовой точки зрения стал супергеройский экшен «Капитан Марвел» режиссеров Анны Боден и Райана Флека. Собрав в мировом прокате более миллиарда долларов, он занял четвертую строчку в списке самых кассовых фильмов этого года и стал наиболее прибыльным из всех, когда-либо снятых женщиной. Помимо него стоит упомянуть «Холодное сердце 2» Дженнифер Ли и Криса Бака (358 миллионов долларов), «Стриптизерш» Лорин Скафарии (150 миллионов долларов), «Мелкую» Тины Гордон Чизм (48 миллионов долларов) и «Ангелов Чарли» Элизабет Бэнкс (44,1 миллиона долларов) — впечатляющие показатели, дающие надежду на то, что гендерный барьер в киноиндустрии все-таки преодолен.

Анна Боден и Райан Флек на премьере фильма «Капитан Марвел» в Лондоне

© Gareth Cattermole

Дженнифер Лопес и Лорин Скафария на съемках фильма «Стриптизерши»

© BarbaraNitke/Annapurna/STX/Kobal/Shutterstock

Тем временем все фильмы из списка 10 самых кассовых картин в истории, снятых женщинами-режиссерами, были выпущены после 2000-х. Самый яркий пример — это «Чудо-женщина» Пэтти Дженкинс, один из первых супергеройских блокбастеров с девушкой в главной роли. В июне 2020 года Дженкинс планирует вернуться на большие экраны с сиквелом «Чудо-женщина: 1984», который сделает ее самой высокооплачиваемой женщиной-режиссером всех времен. «К сожалению, деньги решают все, — говорит Скафария. — Кассовые сборы имеют большое значение: так спонсоры понимают, что на тебя можно положиться. Но на деле это всегда лотерея».

Галь Гадот и Пэтти Дженкинс на съемках фильма «Чудо-женщина»

© Clay Enos/Warner Bros/Kobal/Shutterstock

Впечатляющие примеры успеха помогли убедить студийных боссов в том, что женщинам-режиссерам не страшно доверить и более крупные проекты. В 2020 году в прокат выйдут «Хищные птицы» Кэти Янь с Марго Робби в роли Харли Квин, киноремейк диснеевского мультфильма «Мулан» Ники Каро, «Черная вдова» Кейт Шортланд со Скарлетт Йоханссон в главной роли и очередная экранизация комиксов Marvel «Вечные», за которую на этот раз будет отвечать Хлоя Чжао. Тот факт, что многие из наиболее кассовых фильмов XXI века были франшизами, дает надежду на светлое будущее для женщин-режиссеров.

Женщины-режиссеры против кинофестивалей

И если зрители давно ратуют за большее разнообразие в киноиндустрии, престижные кинофестивали идти в ногу со временем не спешат. Например, в 2010 году лишь трое женщин-режиссеров боролись за главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», трое — за «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, а Каннский киносмотр и вовсе проигнорировал всех. Кульминацией критики в сторону Канн стал протест, развернувшийся прямо на красной ковровой дорожке в 2018 году под руководством председательницы жюри Кейт Бланшетт. Актриса встала рука об руку с 81 коллегой по цеху — именно столько женщин-режиссеров претендовали на главную награду фестиваля за 71 год его существования (по сравнению с 1645 номинантами-мужчинами). «Мы требуем, чтобы рабочие места распределялись справедливо и с учетом гендерного разнообразия, отображая тем самым мир, в котором мы живем, мир, где мы сможем проявить свой талант перед камерой и за ней», — сказала Бланшетт. Организаторы прислушались и даже подписали новый устав, направленный на улучшение ситуации в равенстве полов при отборе фильмов в свои конкурсные программы.

Кейт Бланшетт на премии «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах, 2018

© Andreas Rentz

Это запустило целую волну аналогичных обещаний со стороны других международных кинофестивалей: в Венеции, Берлине и Торонто. В 2019 году 53 процента режиссеров-участников «Сандэнс» были женщинами, а половина фильмов-конкурсантов фестиваля «Трайбека» в трех категориях также были сняты женщинами. В Каннах же за «Золотую пальмовую ветвь» впервые сражались сразу четыре женщины-режиссера. Кроме того, в этом году Мати Диоп получила Гран-при Каннского фестиваля за свой фильм «Атлантика», став первой темнокожей женщиной-режиссером, принявшей участие в конкурсной программе.

Таким образом, перед представительницами «цветного» комьюнити открывается больше возможностей — в предыдущие годы многим из них путь на фестивали был закрыт. Так, драма «Помилование» Чинонье Чукву получила главный приз «Сандэнса», фильм «Квин и Слим» Мелины Мацукас открывал AFI Fest, а «Гарриет» Кейси Леммонс получил положительные отзывы на фестивале в Торонто. Не стоит забывать про драму «Прощание» Лулу Ванг, собравшую в прокате внушительную сумму. Ванг, наряду с Гретой Гервиг и ее нашумевшей экранизацией «Маленьких женщин», считалась одной из главных претенденток на попадание в шортлист «Оскара» 2020 в номинации «Лучший режиссер».

Лулу Ванг на Римском кинофестивале, 2019

© Vittorio Zunino Celotto

Что ждет женщин-режиссеров в будущем?

Если говорить о количестве проектов в сфере кино и ТВ, реализованных женщинами, 2019 год можно смело назвать поворотной вехой в истории. Здесь и «комедии для народа» (например, «Образование» Оливии Уайлд), и трогательные истории о проблемах взросления («Сувенир» Джоанны Хогг), и основанные на реальных событиях криминальные триллеры («Когда они нас увидят» Авы Дюверней), и психологические драмы («Лапочка» Альмы Харель). Однако это лишь начало долгого пути.

В июле портал IndieWire сообщил, что второй сезон сериала «Большая маленькая ложь», снятый Андреей Арнольд, был полностью перемонтирован по решению продюсеров и режиссера первого сезона Жан-Марка Валле. А недавно Дюверней рассказала в своем твиттере о том, как ей приписывают авторство «Гарриет» и «Квин и Слим». «Что происходит, когда я говорю, что не я снимала эти фильмы, а другие темнокожие женщины-режиссеры? Нервное хихиканье. Извинения», — написала Дюверней, дополнив пост многозначительной гифкой с фразой «Полная неразбериха».

И все же, закрыв глаза на подобные истории, мы задаемся вопросом: назовут ли женщину «лучшим режиссером» в ближайшем будущем? Номинанты на «Оскар» 2020 не обнадеживают, и Лорин Скафария в этом не уверена. «Победа Бигелоу была невероятным событием, но нужно учитывать выбранный ею жанр, — говорит она. — Определенные истории по-прежнему воспринимаются как более важные, более кинематографичные, и в центре их сюжета, как правило, оказываются мужчины. Очевидно, что женщины-режиссеры могут работать в любых жанровых направлениях, и чем более разнообразные истории мы будем показывать, тем быстрее сломаем стереотипы».

Хеллер согласна с такой точкой зрения. «Число женщин, которым доверяют крупные проекты в киноиндустрии, все еще очень мало, — добавляет она. — Я надеюсь, ситуация продолжит меняться».

Риз Уизерспун и Николь Кидман в Лос-Анджелесе, 2019

© FilmMagic

Читайте также

Мода

Eres запустили линию домашней одежды и кашемира

Lifestyle

Как климатические забастовки переходят в онлайн-режим