Многие фильмы, которые сейчас считаются золотой классикой кинематографа, на момент выхода не могли похвастаться внушительными кассовыми сборами или успехом у критиков. Картина может провалиться в прокате по множеству непредсказуемых причин: продюсеры выбирают в качестве даты релиза «несчастливый» день, конкурирующая студия в то же время выпускает фильм с большим маркетинговым бюджетом или сюжет оказывается слишком прогрессивным для своей эпохи. А иногда дело в случайности.
От «Волшебника страны Оз» до «Малхолланд Драйв» — рассказываем про 11 лент, которые обрели вторую жизнь и завоевали прочное место в сердцах зрителей.

«Волшебник страны Оз» (1939)
По современным меркам бюджет «Волшебника страны Оз» в 2,7 миллиона долларов выглядит довольно скромно, но в 1939 году это были огромные деньги. Особенно учитывая тот факт, что в среднем производство одного фильма обходилось студии Metro-Goldwyn-Mayer в полтора миллиона. В прокате картина собрала всего три, что было воспринято руководством как финансовый провал.
Едкие отзывы критиков только подлили масла в огонь. Так, журналист Рассел Малони в своей рецензии для The New Yorker написал: «Я сидел съежившись перед «Волшебником страны Оз», снятом MGM по технологии «Техниколора», и не видел ни намека на воображение, хороший вкус или изобретательный подход». Лишь спустя десять лет фильм обрел коммерческий успех, а еще позже — получил признание критиков.
«Гражданин Кейн» (1941)
«Гражданин Кейн» по праву считается одной из величайших работ в истории кинематографа благодаря прогрессивному сюжету, инновационному стилю повествования, вдумчивой структуре — и не случайно входит в топ-100 фильмов по версии IMDb. Жемчужина творческой биографии режиссера Орсона Уэллса могла похвастаться высокими рейтингами даже на момент своего выхода в 1941 году. К сожалению, восторженные отзывы не всегда означают коммерческий успех: в прокате «Гражданин Кейн» с трудом собрал полтора миллиона долларов.
Некоторые предполагают, что сюжет фильма показался публике того времени слишком циничным, но на деле причиной низких финансовых показателей «Кейна» стал влиятельный медиамагнат Уильям Рэндольф Херст. Именно он послужил прототипом главного героя, Чарльза Фостера Кейна, и, если верить слухам, запретил прессе упоминать этот фильм.