Арт-дайджест недели: «Бывают странные сближенья...», ретроспектива Ивана Плюща и первая NFT-выставка Эрмитажа

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
Артдайджест недели «Бывают странные сближенья...» ретроспектива Ивана Плюща и первая NFTвыставка Эрмитажа
Жан Огюст Доминик Энгр, «Мадонна перед чашей с причастием», 1841. Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
«Бывают странные сближенья...»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, до 6 февраля 2022 года

Один из самых ожидаемых выставочных проектов года открылся на этой неделе в Главном здании Пушкинского музея. Легендарный французский куратор, бывший директор Центра Помпиду Жан-Юбер Мартен отобрал 400 экспонатов — в основном из постоянной экспозиции и запасников Пушкинского и смешал их в своем авторском стиле. Без подписей, но по методу визуальной ассоциации, который не требует от зрителя бэкграунда в сфере искусства. Тринадцать разделов с названиями вроде «От возлюбленной к колдунье», «От складки к геометрии» и «От вакханалии до таверны» охватывают все эпохи и художественные стили, а из Петербурга, Парижа, Берлина и Аспена довезли недостающие элементы, чтобы арт-пазл полностью сложился. Подробнее о выставке, критике в свой адрес и собственной коллекции искусства Жан-Юбер Мартен рассказал в интервью Vogue.

Клод Моне, «Скалы в Этрета», 1885–1886.

ГМИИ им. А. С. Пушкина
«Незримый эфир»: первая NFT-выставка Эрмитажа

Онлайн, до 10 декабря

Впервые в истории местом проведения выставки Эрмитажа станет виртуальный аналог здания Биржи, которую в 1816 году построили на стрелке Васильевского острова. В XIX веке она была для торгового мира тем, чем сегодня для нас являются криптобиржи. Никаких физических и материальных аналогов экспозиции не будет — и это принципиальная позиция. Разве что на здании Эрмитажа размещены QR-коды, по которым можно найти экспозицию, а вскоре после запуска проекта будет высажен специальный участок леса для компенсации углеродного следа выставки. Название выставки отсылает к строкам Федора Тютчева и к этимологии термина «эфир», который фигурирует и в древнегреческих мифах, и в злободневных переговорах о криптовалюте. Для проекта создали отдельный сайт с каталогом и виртуальной галереей, а церемония онлайн-открытия пройдет сегодня в 20:00 на YouTube-канале Эрмитажа. Куратор, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков собрал под виртуальной крышей 38 экспонатов, которые отражают разные явления NFT-мира — от «Пепельного квадрата» Чжан Хуаня, чья выставка с успехом прошла в Эрмитаже в 2020 году, и арт-токена CHAOS #21 Урса Фишера, чья «Глина» стоит на Болотной набережной, до знаменитых NFT-born-кристаллов Данила Криворучко и Майкла Джу. «Незримый эфир» станет первым камнем в фундаменте цифрового двойника музея — «Небесного Эрмитажа».

Marco Brambilla, Partial Equilibrium (fragment)

Jonathan Monaghan, The First and the Last  (fragment)

«Театр Плюща»

ММОМА на Петровке, до 30 января 2022 года

Ретроспектива 40-летнего петербургского художника Ивана Плюща в ММОМА подводит итог его творческой деятельности в разных медиа и жанрах. Поэтому в девяти залах выставки чего только нет — масштабные живописные полотна, графика, сложносоставные инсталляции, живые деревья, искореженные детские лошадки и целый зал с цепными качелями — «Механизм бессмертия». Куратором «Театра Плюща» стал другой петербуржец — Дмитрий Озерков. Пятьдесят объектов разных лет съехались на Петровку из частных и музейных собраний — работы Плюща есть в Эрмитаже, Русском музее, ГМИИ и у коллекционеров из Франции, США и Латвии.

Иван Плющ, 6 red balls, 2016

pop_off_art gallery
Курс истории ювелирного искусства с куратором Christie's

Lobby, с 9 ноября по 14 декабря

Сегодня на аукционе Christie’s в Женеве в числе прочих роскошных лотов уйдет с молотка браслет Cartier с рубинами и бриллиантами, который Эдуард VIII преподнес своей возлюбленной Уоллис Симпсон на их первую годовщину. Если вы хотите разбираться в украшениях и хорошо ориентироваться в торгах такого калибра, вам в Lobby. Шесть лекций искусствоведа, представителя аукционного дома Christie’s и преподавателя РАНХиГС Дарьи Парфененко посвящены эпохам и стилям ювелирного дела и научат видеть за блеском камней настоящее искусство. Belle époque и Boucheron, ар-деко и Cartier, пятидесятые годы и Van Cleef, модерн и Bvlgari: путешествие по двадцатому веку познакомит с ключевыми ювелирными Домами. Не обойдется и без лекции приглашенного геммолога Ильи Поднебесного, который расскажет о точках пересечения красоты и инвестиционной ценности камней. Завершающая лекция расскажет о ювелирах нового поколения — JAR, Wallace Chan, Viren Bhagat.

 Erroll Rainey из книги Emerald by Thames & Hudson

Фестиваль классической музыки Vivacello 

До 20 ноября, Дом музыки, Концертный зал имени П. И. Чайковского и другие площадки города

С 9 по 20 ноября в Москве проходит восьмой выпуск международного фестиваля виолончельной музыки Vivacello. Проект создан по инициативе меценатов и коллекционеров Тамаза и Иветы Манашеровых, а его арт-директор — известный российский виолончелист Борис Андрианов. Открылся фестиваль вчера мировой премьерой от французского музыканта и дирижера Самюэля Струка, а на закрытие фестиваля 20 ноября приглашен из Лондона потомственный композитор Габриэль Прокофьев — с виолончельным концертом. Отдельным событием станет джазовый концерт к 30-летию со дня смерти Майлза Дэвиса в клубе «Эссе» 13 ноября. Подробнее ознакомиться с программой и приобрести билеты можно на сайте фестиваля.

Vivacello

Фото предоставлено пресс-службой Vivacello
WikiArt

Если вам понравился метод Жан-Юбера Мартена — максимум визуальности и минимум информации, вам нужно скачать арт-приложение WikiArt. Это виртуальная энциклопедия, в которой собраны четверть миллиона картин разных эпох и стилей, от каменного века до работ из современных галерей. Есть удобная система поиска, которая выдает картины по заданному слову, автору или стилю. Если не искать ничего конкретного, можно просто листать бесконечную ленту из случайных картин и арт-объектов — для вдохновения и тренировки «глаза».

WikiArt