Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии
Государственный исторический музей, до 22 августа
Увидеть 129 работ Альбрехта Дюрера, одного из главных художников в истории искусства, в оригинале и в одном месте — шанс уникальный. Поэтому выставка в Историческом музее все лето собирала аншлаги и была продлена до конца августа. Работам «Меланхолия I», «Адам и Ева» и серии «Апокалипсис» более 500 лет, а мы до сих пор гадаем над ребусами, заключенными в гравюрах главного мастера эпохи Возрождения, вроде знаменитого магического квадрата. Дюрер завораживал и своих современников, поэтому его работы на выставке окружены множественными копиями подражателей.
«Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров»
Государственный музей Востока, до 25 июля
Последний шанс увидеть удивительное иранское искусство рубежа XIX и XX веков. Все далеко не так консервативно и чинно, как вы могли думать. Примат европейской моды доходил и до персидских земель, и французские тренды вступали в любопытный симбиоз с традиционной культурой, эпосом и ритуалами. Большая часть предметов представлена впервые: миниатюра, керамика, стекло, ковры, манускрипты, фотографии и, разумеется, живопись. Высший свет воспринимал лишь отдельные западные элементы: отсюда уникальный гарем Насер-ад-Дин-шаха в балетных пачках и белых чулках или портреты красавиц с «каджарским декольте» — с голой грудью, зато в шароварах и с покрытой головой. Резные фляги, раскрашенные хной кисти рук и ступни, идеальные горки персиков, спрятанные в композиции котики и амулетницы с магическими таблицами — в этих парадных портретах много наивных и изумительных деталей, которые хочется разглядывать.
«Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»
Garage Museum of Contemporary Art, до 1 августа
Выставку про пандемию команда «Гаража» задумала с целью поддержки художников во время локдауна: любой автор мог прислать свои работы на суд комиссии. Из 1000 заявок отобрали 33 работы, в том числе авторства группы «МишМаш», Александра Щуренкова и Татьяны Эфрусси. Выставка пронизана духом геймерства и отвечает на вопросы: «Что будет с миром?», «Что могло бы быть?». Тайные общества, утопичные стартапы, альтернативная медицина, воображаемые музеи — диапазон концептуальных прогнозов широк, от абсурдных и хулиганских до рациональных и визионерских. Бродить между этих художественных допущений предлагается по дорожкам из светящихся квадратов, как в компьютерной игре, с поправкой на рекомендованную ВОЗ социальную дистанцию — 1,8 метра.
Фестиваль «Архстояние»
Арт-парк «Никола-Ленивец» в Калужской области, 23–25 июля
В этом году знаменитый фестиваль ленд-арта в трех часах от Москвы посвящен теме «Личное», порефлексировать над которой у всего мира было предостаточно времени в последние два года. В полях и лесах, по традиции, работали художники и архитекторы, а обстоятельная музыкальная программа представлена впервые. Среди хедлайнеров — Mujuice с сетом в тени деревьев и сольное фортепиано Миши Мищенко в пшеничном поле. Обязательно следует попозировать художникам Ирине Кориной и Георгию Острецову в рамках перформанса «Рисуем лично» от Музея AZ, погулять по растительному лабиринту «Непроходимая чаща» и заглянуть в персональную капеллу Таисии Коротковой, чья большая выставка сейчас идет в Новой Третьяковке. Вы точно не пропустите сочинение главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова — будто зависшую в воздухе блестящую трубу с жилым пространством внутри.
Многие ездят в Никола-Ленивец не только с целью изучать новые экспонаты и участвовать в перформансах, но и просто заземляться и медитировать на природе. Море полевых цветов, экскурсия в старинную церковь и дом местного жителя художника Николая Полисского, обеды в столовой, танцпол от московского Leveldva и ночевка в деревянном кемпинге — все это неповторимый амбьянс «Архстояния».
Memento mori в цветочных инсталляциях
@supinatra
Окуляры из колокольчиков, каффы из суккулентов, очки из стрекозьих крыльев, маски из цветков гортензии, горжетки из анемонов — все эти удивительные и быстро увядающие арт-объекты делает молодая российская художница Мария Лунева. В ее инстаграме каждое новое творение провоцирует сотни комментариев — на китайском, английском, французском языках. Чаще всего это восторженные эмоджи и вопросы про сорт растений, к которым Мария обратилась в этот раз. Купить нельзя — можно просто любоваться.