Что мы ждем от сезона наград в этом году? 

Накануне «Золотого глобуса» внештатный редактор моды Vogue и автор телеграм-канала superficial space cadet Яна Лукина делает ставки, кто станет триумфатором сезона наград в 2021 году
Frazer Harrison

Факт: если бы не пандемия, в ночь с 28 февраля на 1 марта мы бы узнали победителей «Оскара» 2021 — и поставили бы в кинонаградном сезоне жирную точку. Но вместо этого нам предстоит узнать победителей «Золотого глобуса». И какой уж там финиш! Мы практически на старте: да, до «Глобуса» успевают огласить списки лучших фильмов десятки ассоциаций кинокритиков и раздать свои призы камерная Gotham Awards, но именно премия Голливудской ассоциацией иностранной прессы — громкий светский старт сезона кинонаград. Даром что и сама премия, и стоящая за ней организация с каждым годом вызывают все больше вопросов. За последний месяц HFPA столько раз обсуждалась в негативном контексте (скажем, из-за того, что в числе номинантов оказался средней руки сериал «Эмили в Париже», но при этом отсутствовал хитовый, воспетый критиками «Я могу уничтожить тебя»), что сегодняшняя церемония может быть весьма и весьма неловкой, — и, наверное, поделом. 

Если прошлогодний awards season оказался по-настоящему коротким и уложился в три месяца, то нынешний уже растянулся приблизительно на пять — до 25 апреля, когда свое золото раздаст Американская киноакадемия. Заявки, соответственно, тоже принимали дольше обычного: киноакадемики будут оценивать фильмы даже не за год, а за 14 месяцев. Немудрено, что был установлен рекорд: на «Оскар» в категории «Лучший фильм» претендуют сразу 366 фильмов — и это самая серьезная цифра за последние полвека. Кто там жаловался, что в 2020-м «ничего не выходило»?.. 

Но пандемия повлияла не только на дедлайны. Отменялись фестивали, переносились релизы. «Вестсайдская история» Стивена Спилберга, «Дюна» Дени Вильнева и «Французский вестник» Уэса Андерсона, фигурировавшие в ранних кинонаградных предсказаниях, переехали на следующий киносезон. Билли Айлиш, которой еще год назад посулили все возможные призы за лучшую оригинальную песню, тоже оставили на второй год: премьеру бондовского «Не время умирать», обещанного на апрель 2020-го, сперва перенесли на ноябрь, затем — на апрель 2021-го; в итоге фильм выйдет в лучшем случае в октябре. Привыкшие к огромным кассам блокбастеры просто не смогли позволить себе «домашний» релиз. Шутка ли, в 2020-м на экраны не вышло ни одного фильма Marvel, хотя в прошлом десятилетии киновселенная набрала скорость до трех лент в год. Warner Bros., экранизирующая комиксы DC (и не только), заключила соглашение с HBO Max о выпуске новинок одновременно в кинотеатрах и на стриминг-платформе — и это обернулось для студии конфликтом с режиссерами-коллабораторами. 

Кадр из фильма «Аммонит»

Впрочем, рихтовал списки не только коронавирус. Уже в более привычной манере некоторые ленты просто не оправдали возложенных на них надежд. Не настолько хорош, как хотелось бы поклонникам Кристофера Нолана, оказался «Довод»; безусловно, он посостязается в технических номинациях, но это, похоже, максимум. Не выстрелил «Аммонит» Фрэнсиса Ли. Еще меньше симпатий получила «Элегия Хиллбилли» Рона Ховарда — картина с Гленн Клоуз и Эми Адамс, двумя рекордсменками по количеству оскаровских номинаций при нуле побед (у Адамс шесть холостых номинаций, у Клоуз — семь; ДиКаприо, для сравнения, получил заветную статуэтку с шестой попытки). Ирония в том, что, несмотря на негативные рецензии к фильму, Гленн все-таки значится в числе претенденток на «Лучшую актрису второго плана» — и тут уже встает на дыбы часть поклонников: они хоть и желают своей любимице всевозможных побед, но не хотят, чтобы долгожданную награду та получила за слабый фильм (считайте — за выслугу лет). Тем более такие «Оскары» случаются с завидной регулярностью. 

Меж тем свято место пусто не бывает: благодаря съехавшим и «самоуничтожившимся» лентам шанс получили нишевые картины, в другой ситуации вряд ли бы получившие достаточную «видимость». На фоне «Звука металла», где герой Риза Ахмеда (второй после почившего Чедвика Боузмана претендент на «Лучшего актера») теряет слух, но не надежду, хладнокровными, заточенными на награды «студийками» смотрятся уже финчеровский «Манк» и соркинский «Суд над чикагской семеркой». То, как всего за два года представляющий их Netflix превратился из «изгоя» в главного игрока awards-сезона, — тема для отдельной беседы: помимо фильмов Финчера и Соркина, в наборе у стриминга «Фрагменты женщины», «Пятеро одной крови»,  «Ма Рейни: мать блюза». У «Суда над чикагской семеркой», кстати, есть все шансы оказаться тем самым «лучшим фильмом» — и это скорее удручает, нежели радует. И речь не о том, достоин ли фильм высшей кинематографической награды, а в том, что его победа не символизирует никакого движения вперед: «Суд...» относится к тому типу кино, которое Киноакадемия чествовала десятилетиями. Это еще один «В центре внимания», еще один «Арго», еще один «Король говорит». После прошлогодней, исторической (!), победы «Паразитов» (она, помимо прочего, приучила отборщиков внимательнее относиться к фильмам с субтитрами, что благоприятно сказалось на судьбе «Минари») отката назад не хочется. 

Кадр из фильма «Суд над чикагской семеркой»

Тем более триумф «Суда над чикагской семеркой» лишь частично отразит состояние кинематографа 2020. Да, это был год стримингов и VOD-релизов. Но еще это был год фильмов, снятых женщинами. И да, отчасти потому, что они работают с меньшими бюджетами, так что пространство для маневра, когда дело доходит до релиза, тут больше. И если «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман, похоже, так и останется камерным проектом (который, впрочем, может сорвать куш на Independent Spirit Awards, как раз для камерных проектов и придуманной), то три другие картины — «Земля кочевников» Хлои Чжао, «Девушка, подающая надежды» Эмиральд Феннел и «Одна ночь в Майами» Реджины Кинг — уже застолбили себе место среди фаворитов. К слову, чтобы «сделать историю», им даже необязательно побеждать — достаточно просто одновременно попасть в категорию. Планка, к счастью или сожалению, не очень высока: за девяносто с лишним лет существования «Оскара» только десять лент, снятых женщинами, пробирались в главную номинацию, причем максимум по два за один раз.

Кадр из фильма «Девушка, подающая надежды»